logo
История детской музыки

Музыка советских композиторов для детей.

Из брошюры «Мир, подаренный детям».

20-е годы: детской музыки в нашем понимании и в наших масштабах просто не существует. «Детский альбом» и «16 песен для детей» П. Чайковского, «Детская» М. Мусоргского, пьесы и детские песни Ц. Кюи, Н. Лядова, А. Гречанинова, Аренского - почти полный список произведений, существующих в начале 20 века для детей.

20-е годы: появляются детские песни, и, конечно, пионерские песни. Зачинатели: В. Дешкин («Взвейтесь кострами синие ночи»), В. Волошин.

Появляются детские оперы: А. Егорова «Свадьба Весны и Солнца», затем опера Ю. Вейсберга «Сказочка».

В 20-е же годы открывается 1-й в мире театр юных зрителей под руководством А. Брянцева.

Начало активного развития детской музыки - 30-е годы - эпоха песен (в это же время в стране общий подъем - крупные стройки, энтузиазм, внимание к музыкальной культуре). В Ленинграде открывается Дворец пионеров имени Жданова, в котором активно работали И.О. Дунаевский, Б. Асафьев….

Детские песни Блантера, Хренникова.

Появляются другие, ранее неизвестные жанры - детские музыкальные радиопередачи (в которых в дальнейшем активное участие принимал Д. Шостакович). 1-я опера на радио была написана И. Пустыльником на стихи С. Маршака «Пионер», затем у него же «Почта», «Детки в клетке» для слушания детьми.

Появляется новый жанр - детская эстрада. В филармонии исполняются оркестровые произведения И. Дунаевского, сюиты Н. Леви («Два детства»), Сюита Б. Томилина.

Детская музыка в годы войны. Во время войны в осажденном Ленинграде продолжали работать В. Витлин,…

Детский отдел филармонии в послевоенные годы: детские программы, в 1949 году открывается Малый зал филармонии, где начинают регулярно выступать перед детьми ленинградские лекторы.

Послевоенные годы, симфоническая музыка: О. Евлахов «Пионерская сюита», 6 частей- Вступление, Прогулка, Утро, Спортивная игра, Рассказ о богатырях, Пионерская пляска.

Андрей Петров: «Пионерская сюита», построена как ряд эпизодов из жизни пионерского отряда.

Г. Уствольская «Пионерская сюита», посвященная жизни детей в пионерском отряде; «Детская сюита» (9 миниатюр, отражающих 1 день ребенка с его играми и заботами).

В. Салманов - сюита по новеллам Г.Х. Андерсена «Картинки без картинок» (Месяц рассказывает своему другу художнику разные истории - веселые и печальные. Мотивом Месяца и объединены все 8 разнохарактерные части:

Месяц рассказывает

Венок любви

Наседка, девушка и отец

Грустный Месяц

История одной девушки

Вечер без Месяца

Мальчик на троне короля

Прощание с Месяцем.

Начиная с этой сюиты, многие композиторы начали обращаться к Г. Андерсену, создавая чудесную музыку вплоть до опер.

Послевоенные годы:

А. Петров - поэма для сопрано, меццо сопрано и симфонического оркестра «Смерть пионерки» на стихи Э. Багрицкого.

А. Петров: вокальные сборники для детей: «Простые песенки» на стихи Дж. Родари», «5 веселых песен» («36,5» и др.).

Сочинения для музыкального театра:

В. Витлин, оперы: «Царевна - лягушка», «Сын полка».

Б. Битов: балет «12 месяцев»

В. Дешевов - балет «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».

Е. Сироткин - балет «4 времени года».

М. Матвеев и О. Евлахов - балет «День чудес».

М. Матвеев - песни («Прививка»), музыка для детских театральных спектаклей, сборник фортепианных ансамблей.

60-е годы:

Ю. Слонимский

Ю. Фалик

Валерий Гаврилин «3 музыкальные истории на собственные тексты.

Много симфонической музыки, посвященной В. Ленину («Цветы Ильича» и др.).

Сюита «Мойдодыр» Б. Кравченко, кукольная опера (первая)«Ай, да балда!» на стихи А. Пушкина.