1.2 Первоначальные навыки игры на гитаре.
На первоначальном этапе обучения особое внимание следует уделить формированию правильной посадки с инструментом и положению правой и левой руки. Посадка, прежде всего, должна отвечать общим физиологическим условиям: не затруднять деятельность сердца и дыхания, содействовать устойчивому положению тела и свободному выполнению требуемых движений. Для устойчивости посадки следует устанавливать ноги всей ступнёй. Стояние на носках, слишком согнутое положение ног, подгибание ступней за ножки стула и прочие отклонения от нормы вызывают излишние напряжение тела и приводят к быстрому утомлению. Гитару следует держать так, чтобы правая и левая часть спины сохраняли свое естественное положение. Живот нужно расслабить и немного вогнуть в позвоночник в районе поясницы. Сидеть следует ближе к краю стула. Известный французский гитарист Филипп Вилла для освоения правильной посадки рекомендует использовать, гак называемую «позу наездника». Обучающийся садится на стул перевёрнутый таким образом, что его спинка находится спереди. Локти кладутся на спинку стула свободно, спина прямая, внешне такая посадка, как бы имитирует посадку наездника на лошади. Это свободное и комфортное ощущение надо запомнить и сохранить при дальнейшей игре на инструменте.
Попробуем сыграть по открытым струнам приёмом апояндо большим пальцем (p) правой руки. Левую руку не участвующую пока в работе положим на пятку грифа. Стараемся излишне не напрягать руку, после извлечения звука большой палец сейчас же возвращается в исходное положение. Затем сыграем, обязательно под счёт, упражнения на различные длительности нот (приём апояндо). Для того чтобы исполнить паузу необходимо слегка прикоснуться к звучащей струне большим пальцем (p) не меняя положения правой руки.
Теперь поиграем по открытым струнам приёмом апояндо указательным и средним пальцами (i,m) правой руки. Для того чтобы исполнить паузу необходимо слегка прикоснуться к звучащей струне, не меняя положения правой руки, следующим по очерёдности пальцем (после i - m, а после m - i).
Займёмся левой рукой. Поставим все четыре пальца левой руки на первые четыре лада третьей или четвёртой струны (I позиция). Пальцы ставятся на струны не плашмя, а как молоточки, на кончики ногтевой фаланги, перпендикулярно к плоскости грифа гитары. Пальцы обязательно должны вставать у самого порожка, это позволит, во-первых, прижимать струну с меньшим усилием, во-вторых, избежать призвуков и дребезжания. Нажатие на струну производится как бы под весом самого пальца, излишнее усердие в нажатии струны приводит к зажатию мышц и болезненным ощущениям, подвижности в этом случае добиться невозможно. При исполнении гамм и упражнений пальцы должны подниматься над струной на минимальное расстояние, а те, которые не задействованы в данный момент в движении, расслаблены, остаются на струне, не прижимая её, а лишь касаются и готовятся к исполнению своих звуков.
Учитывая вышеизложенное, приступим к изучению упражнений и гамм. В начале следует учить упражнения и гаммы пальцем р правой руки, то есть, больше уделяя внимания левой руке. По мере разучивания упражнений и гамм можно перейти на игру пальцами im (ma, ia, imami) правой руки строго чередуя их.
Гаммы даны в I позиции, причём номер пальца левой руки совпадает с номером лада на грифе гитары. Исключение составляет гамма ля минор, где нота ля второй октавы зажимается 4 пальцем левой руки на пятом ладу, то есть во второй позиции. После исполнения этой ноты снова возвращаемся в I позицию. При разучивании гамм необходимо петь ноты или хотя бы проговаривать их названия.
При исполнении хроматической гаммы следует выделять первую шестнадцатую ноту каждой четверти. Играть, необходимо, сначала в медленном темпе, а скорость увеличивать постепенно. Главное играть чисто и ровно, а не быстро. Бесконтрольная игра – это один из самых худших навыков, от которого очень трудно избавиться.
Перейдём к освоению приёма тирандо. Для лучшего понимания сути этого приёма можно предложить следующее предварительное упражнение без инструмента. Положите небольшой предмет, например пуговицу, на лежащую на столе книгу примерно в сантиметре от края обложки. Расположите кисть правой руки таким образом, чтобы она была параллельной к поверхности книги, и средний палец почти касался предмета. Затем неторопливым движением округлого среднего пальца к ладони мягко столкните предмет на стол. После этого палец должен вернуться в исходное положение. Движение пальца должно быть свободным, рука и кисть расслабленными и ненапряжёнными. Это упражнение следует повторить указательным – i, средним – m и безымянным – a пальцем правой руки добиваясь естественности движений. Это упражнение приблизительная модель движения пальцев при исполнении приёма тирандо. Поставим пальцы на струны: палец – p на четвёртую или пятую струну, i – на третью струну, m – на вторую, a – на первую. Извлекать звук начинаем на открытой третьей струне соль. Мягко, не торопясь прикоснитесь указательным пальцем (i) к струне, почувствовав её сопротивление и преодолев его, затем верните палец за счёт расслабления в исходное положение. Затем, проделаем то же самое, используя пальцы (m, a, p). Сыграем упражнения на открытых струнах.
Упражнениям на открытых струнах нужно уделять, как можно больше внимания. При исполнении следует следить за посадкой и положением правой руки. Рука должна быть полукруглой формы, как будто в ней находится теннисный мячик или яблоко, расслаблена, лёгкое напряжение создаётся только в момент прикосновения к струне. Не, в коем случае, нельзя задевать «ненужные струны». Темп игры медленный. Стараемся избегать «порхания» правой руки над декой гитары. Стоит помнить ещё одно правило: мы не извлекаем звук, пока не поставим на струну следующий палец. Например, при исполнении упражнения № 3, аппликатура p,i,m,a, мы вначале должны поставить на струны пальцы i,m,a, а уж затем извлечь звук пальцем p, далее извлекаем звук пальцем i и т.д. Такой способ игры приёмом тирандо называется контактным звукоизвлечением. При игре упражнения № 4 (аккордами) нужно добиваться ровного, слитного звучания трёх струн. Особенно нужно следить за звучанием первой струны. При исполнении упражнений № 5 и № 6 делаем лёгкий акцент при игре на первой струне, так как в упражнении № 5 это первая восьмая нота каждой триоли, а в упражнении № 6 выделяется первая шестнадцатая нота каждой четверти. Это выделение можно делать двумя способами. Первый – звук выделяется за счёт игры по первой струне приёмом апояндо. Второй способ – звук исполняется глубоким или плотным тирандо. Для этого при игре палец a как бы «наступает» на первую струну. При этом щипок осуществляется не только пальцевыми фалангами, но и кистью руки. На наш взгляд, более предпочтителен второй способ, особенно на первоначальном этапе обучения. Вообще, игра арпеджио и аккордами – одни из базовых приёмов игры на гитаре, поэтому здесь потребуется прилежание и терпение.
Только после того, как мы освоим упражнения на открытых струнах, добьёмся стабильного, непринуждённого исполнения, можно приступать к изучению этюда-упражнения. Тема этюда – нисходящая гамма ми-минор (играется пальцем p), к которой, впоследствии, как бы добавляются уже знакомые нам упражнения на открытых струнах. Особенное внимание следует уделить метроритму и темпу. Ни в коем случае не нужно торопиться, особенно в начале, при игре основной темы половинными нотами. Необходимо, также следить за соблюдением динамического баланса между темой, исполняемой пальцем p, и аккомпанементом, который играется пальцами i,m,a. Тема должна быть ясно слышной на протяжении исполнения всего этюда.
Отрабатывая первые приёмы звукоизвлечения, не стоит стараться извлекать громкие звуки, особенно приёмом тирандо, так как это может вызвать захват струны пальцем и «шлёпанье» ею о гриф или привести к ненужным напряжениям и зажиму правой руки. Лучше начинать с тихого или не очень громкого звука, который является основой правильного звукоизвлечения. И лишь когда рука окрепнет и привыкнет к постановке, а пальцы научаться, правильно извлекать звук, можно начинать наиболее полно использовать всю динамическую шкалу. Всегда надо помнить о том, что динамика на гитаре строится в сторону piano. И только овладение этим оттенком позволяет гитаристу добиться полноценного освоения всего динамического диапазона инструмента.
Эти несложные народные песни исполняются пальцем p в I позиции (номер пальца левой руки совпадает с номером лада на грифе) приёмом апояндо. Играть следует не торопясь, пропевая ноты и обязательно под счёт. Обратить внимание на исполнение пунктирного ритма (четверть с точкой восьмая 7 и 10 такт р.н.п. «Во поле берёза стояла»).
Полька играется приёмом апояндо пальцами i,m по первой струне. Украинская народная песня «Ой, Джигунэ, Джигунэ» исполняется пальцами i,m,a по первым трём струнам. Палец a используется для более правильного и удобного перехода с первой струны на вторую струну.
Следущие этюды и пьесы играются в основном приёмом тирандо.
- Часть 1. Постановка игрового аппарата.
- Часть 2. Аккомпанемент.
- Часть I. Постановка игрового аппарата
- 1.1 Основные приёмы игры, техника правой и левой руки
- 1.2 Первоначальные навыки игры на гитаре.
- 1.3 Дальнейшее развитие игровых навыков.
- Часть II. Аккомпанемент.
- 2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.
- 2.2 Септаккорды. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона).
- 2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).
- 2.4 Исполнение аккомпанемента.
- 2.5 Нотное приложение. Народные песни, песни из кинофильмов.