8. Игорь Фёдорович стравинский (1882-1971)
Игорь Фёдорович Стравинский - один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным - серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский - космополит, вынуждено сменив несколько стран - Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода - "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского - "Реквием" (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта - "неповторяемость", недаром его называли "композитором тысячи одного стиля", постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета - каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.
Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе"
Цитата о И.Ф.Стравинском: "Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного... " Д.Шостакович
Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
- Вы не родственник композитора? - спросил он у шофера.
- Разве есть композитор с такой фамилией? - удивился шофер. - Впервые слышу. Впрочем, Стравинский - фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой - моя фамилия Россини...
- 1. Михаил Иванович глинка (1804—1857)
- 2. Александр Порфирьевич бородин (1833—1887)
- 3. Модест Петрович мусоргский (1839—1881)
- 4. Пётр Ильич чайковский (1840—1893)
- 5. Николай Андреевич римский-корсаков (1844—1908)
- 6. Александр Николаевич скрябин (1872 - 1915)
- 7. Сергей Васильевич рахманинов (1873 - 1943)
- 8. Игорь Фёдорович стравинский (1882-1971)
- 9. Сергей Сергеевич прокофьев (1891—1953)
- 10. Дмитрий Дмитриевич шостакович (1906 - 1975)
- 7. Опера как универсальный жанр музыкального искусства. Опера в Италии. Оперные театры Франции, Германии. Оперетта. Современная опера. Мюзикл. Рок-опера. Выдающиеся оперные исполнители.
- 8. Балет. Истоки балета. Дивертисмент как предшественник балета. Становление балета во Франции в 17-18 вв. Русская балетная школа.
- 12. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки. Белорусские композиторы, исполнители и исполнительские коллективы.
- 13. Музыкальное искусство мира. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.