2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.
В эстрадно-джазовой музыке и практике записи гитарного аккомпанемента широко применяется буквенно-цифровая система обозначения нот и аккордов:
C-до; D-ре; E-ми; F-фа; G-соль; A-ля; H-си, B-си бемоль (классическое направление); В-си (эстрадно-джазовое направление); m-минор; A – ля мажор (трезвучие) Am – ля минор (трезвучие).
Табулатура – специфическое понятие свойственное только гитаре и бас-гитаре. Это шесть горизонтальных линеек (очень похожих на нотоносец), графически представляющих гриф гитары. Линейка обозначает струну (верхняя – 1-я струна, нижняя – 6-я), а цифра на них – номер лада, на котором рекомендуется её прижать. При записи гитарной музыки на бумаге табулатура обычно располагается под нотной строкой и объединена с ней окаладой. В данном пособии диаграммы (фретборды) аккордов воспроизведены табулатурой несколько иного вида. Это шесть вертикальных линеек, графически представляющих гриф гитары. Левая линейка это шестая струна, а правая – первая струна. Нумерация позиций показана цифрами и буквами – fr, например, четвёртая позиция – 4fr.
Как известно, аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трёх звуков. Как правило, ступени трезвучия располагаются, или их можно расположить по терциям. Первый звук в трезвучии называется тоникой (1-я ступень), второй – терцовым тоном (3-я ступень), третий – квинтовым тоном (5-я ступень).Четыре комбинации больших и малых терций дают четыре типа трезвучий:
а) мажорное б3 и м3 (C)
б) увеличенное б3 и б3 (C+5)
в) минорное м3 и б3 (Cm)
г) уменьшенное м3 и м3 (Cdim)
Построим на гитаре четыре типа трезвучий с тоникой «до» на третьей
струне:
C C+5 Cm Cdim
С тоникой «соль» на четвёртой струне:
G G+5 Gm Gdim
Аккорды (трезвучия) на шести (пяти) струнах образуются при удвоении или утроении звуков трезвучия:
Как известно, существует пять базовых аппликатур аккордов в «нулевой» позиции. Они образуют ПЯТЬ АККОРДОВЫХ ФОРМ:
Мажорные аккордовые формы:
E(Ef) D(Df) C(Cf) A(Af) G(Gf)
Минорные аккордовые формы:
Em(Ef) Dm(Df) Cm(Cf) Am(Af) Gm(Gf)
Используя баррэ можно сдвигать по грифу (транспонировать) любую аккордовую форму и получать другие аккорды:
E(Ef) A(Ef) B(Ef) D(Ef)
Практически любой аккорд можно взять в пяти аккордовых формах, соответствующим пяти октавным позициям. Хотя на практике чаще всего применяют Ef, Cf, Af– для мажорных аккордов (трезвучий); Ef и Af – для минорных аккордов. Последовательность аккордовых форм замкнута октавой и постоянна для одного аккорда:
Ef – Df – Cf – Af – Gf – Ef – Df и т.д.
Аккорд E в пяти аккордовых формах:
Ef Df Cf Af Gf
Октава образует аппликатурную основу позиции, которая потом заполняется арпеджио, аккордами и гаммами. Система октав позволяет видеть на грифе гитары аппликатуры всех аккордов, гамм и арпеджио во взаимосвязи.
Каждой аккордовой форме, также как и октавные позиции соответствует свой аккорд, арпеджио, гамма. Таким образом, аккордовая форма – важная категория, необходимая для понимания взаимосвязи мелодико-гармонических элементов и визуализации грифа:
Октава G Gm
Арпеджио соль минор
Гамма соль минор (натуральная)
- Часть 1. Постановка игрового аппарата.
- Часть 2. Аккомпанемент.
- Часть I. Постановка игрового аппарата
- 1.1 Основные приёмы игры, техника правой и левой руки
- 1.2 Первоначальные навыки игры на гитаре.
- 1.3 Дальнейшее развитие игровых навыков.
- Часть II. Аккомпанемент.
- 2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.
- 2.2 Септаккорды. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона).
- 2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).
- 2.4 Исполнение аккомпанемента.
- 2.5 Нотное приложение. Народные песни, песни из кинофильмов.