logo
Гитара

2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.

В эстрадно-джазовой музыке и практике записи гитарного аккомпанемента широко применяется буквенно-цифровая система обозначения нот и аккордов:

C-до; D-ре; E-ми; F-фа; G-соль; A-ля; H-си, B-си бемоль (классическое направление); В-си (эстрадно-джазовое направление); m-минор; A – ля мажор (трезвучие) Am – ля минор (трезвучие).

Табулатура – специфическое понятие свойственное только гитаре и бас-гитаре. Это шесть горизонтальных линеек (очень похожих на нотоносец), графически представляющих гриф гитары. Линейка обозначает струну (верхняя – 1-я струна, нижняя – 6-я), а цифра на них – номер лада, на котором рекомендуется её прижать. При записи гитарной музыки на бумаге табулатура обычно располагается под нотной строкой и объединена с ней окаладой. В данном пособии диаграммы (фретборды) аккордов воспроизведены табулатурой несколько иного вида. Это шесть вертикальных линеек, графически представляющих гриф гитары. Левая линейка это шестая струна, а правая – первая струна. Нумерация позиций показана цифрами и буквами – fr, например, четвёртая позиция – 4fr.

Как известно, аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трёх звуков. Как правило, ступени трезвучия располагаются, или их можно расположить по терциям. Первый звук в трезвучии называется тоникой (1-я ступень), второй – терцовым тоном (3-я ступень), третий – квинтовым тоном (5-я ступень).Четыре комбинации больших и малых терций дают четыре типа трезвучий:

а) мажорное б3 и м3 (C)

б) увеличенное б3 и б3 (C+5)

в) минорное м3 и б3 (Cm)

г) уменьшенное м3 и м3 (Cdim)

Построим на гитаре четыре типа трезвучий с тоникой «до» на третьей

струне:

C C+5 Cm Cdim

С тоникой «соль» на четвёртой струне:

G G+5 Gm Gdim

Аккорды (трезвучия) на шести (пяти) струнах образуются при удвоении или утроении звуков трезвучия:

Как известно, существует пять базовых аппликатур аккордов в «нулевой» позиции. Они образуют ПЯТЬ АККОРДОВЫХ ФОРМ:

Мажорные аккордовые формы:

E(Ef) D(Df) C(Cf) A(Af) G(Gf)

Минорные аккордовые формы:

Em(Ef) Dm(Df) Cm(Cf) Am(Af) Gm(Gf)

Используя баррэ можно сдвигать по грифу (транспонировать) любую аккордовую форму и получать другие аккорды:

E(Ef) A(Ef) B(Ef) D(Ef)

Практически любой аккорд можно взять в пяти аккордовых формах, соответствующим пяти октавным позициям. Хотя на практике чаще всего применяют Ef, Cf, Af– для мажорных аккордов (трезвучий); Ef и Af – для минорных аккордов. Последовательность аккордовых форм замкнута октавой и постоянна для одного аккорда:

Ef – Df – Cf – Af – Gf – Ef – Df и т.д.

Аккорд E в пяти аккордовых формах:

Ef Df Cf Af Gf

Октава образует аппликатурную основу позиции, которая потом заполняется арпеджио, аккордами и гаммами. Система октав позволяет видеть на грифе гитары аппликатуры всех аккордов, гамм и арпеджио во взаимосвязи.

Каждой аккордовой форме, также как и октавные позиции соответствует свой аккорд, арпеджио, гамма. Таким образом, аккордовая форма – важная категория, необходимая для понимания взаимосвязи мелодико-гармонических элементов и визуализации грифа:

Октава G Gm

Арпеджио соль минор

Гамма соль минор (натуральная)