Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
Музыкальная культура Х–ХIII веков (белорусское средневековье). Принятие христианства в Беларуси и его значение в становлении ранних форм профессиональной белорусской культуры. Распространение православного церковно-певческого искусства на территории Беларуси. Знаменный распев, его характерные черты. Ранний памятник отечественного музыкального искусства – «Песнопение о Евфросинии Полоцкой».
Значительная роль фольклора на ранних этапах развития светской музыки. Искусство скоморохов, универсальный характер их творчества. Музыкальный репертуар, инструментарий бродячих артистов.
Музыкальная культура ХIV–ХVI веков. Вхождение Беларуси в состав Великого княжества Литовского. Значительное влияние католической музыкальной традиции на развитие местной музыкальной культуры.
Эпоха белорусского Возрождения (ХV–XVI века). Усиление западного влияния: появление придворных капелл, нотопечатания. Формирование жанров хоровой музыки. Развитие инструментальной музыки в Беларуси. Ее европейское происхождение, функции в придворной жизни. «Вiленскi табулатурны сшытак».
Деятельность композиторов XVI века: Вацлава из Шамотул, Циприяна Базылика, Кшиштофа Клебана, Войцека Длугарая, Диамеда Като.
Музыкальная культура конца ХVI – первой половины ХVIII веков. Становление в Беларуси профессиональных культурных традиций. Усиление гуманистических идей в жизни общества. Просветительская деятельность православных братств, кафедральных, иезуитских и протестантских школ. Их роль в подготовке профессиональных певческих кадров и развитии музыкальной культуры. Формирование многоголосного склада в церковной музыке. Партесный концерт.
Белорусская кантовая культура: происхождение, авторство, музыкальные особенности, жанровые разновидности. Влияние кантовой культуры на инструментальную музыку. «Полацкi сшытак» – памятник музыкальной культуры Беларуси ХVI–ХVII веков.
Широкое распространение народного кукольного театра – батлейки, его связь с традициями скоморохов. Возникновение и эволюция школьных театров. Особенности сюжетов, роль музыки в спектаклях.
Характеристика оперы ХVIII века на Беларуси. Предпочтение комических опер. Опера Р. Вардоцкого «Аполлон – законодатель, или Реформированный Парнас» как пример школьной оперы.
Возникновение белорусского балета (балетные интермедии в операх и драмах, сюжетные балеты). Роль придворных театров в Слониме, Гродно, Шклове, несвижский театр Радзивиллов.
Творчество Михала Казимира Огинского, Я.Голанда, В.Козловского, М.Радзивилла, Э.Ванжуры.
Музыкальная культура ХIХ века. Распространение светского музицирования. Развитие исполнительского искусства, музыкального образования. Создание оркестровых и хоровых коллективов. Деятельность композиторов-профессионалов и любителей ХIХ века: А.Радзивилла, Михала Клеофаста Огинского, С.Монюшко, Н.Орды, М.Ельского и других.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса