Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)
Развитие профессионального исполнительского искусства
После 1956 года произошли существенные изменения в процессах развития профессиональной народно-инструментальной культуры. Были сняты искусственные преграды, препятствующие знакомству с зарубежной музыкой и мешавшие композиторам и исполнителям в поисках новых средств выразительности.
Усиление международных контактов ярко проявилось во всем отечественном исполнительстве, в том числе и в области народных инструментов. Значительно активизировались зарубежные выступления советских исполнителей и гастроли лучших зарубежных солистов и оркестров в нашей стране. Так, в 1957 – 1959 годах в СССР проходили концерты Филадельфийского (дирижер Ю.Орманди), Нью-Йоркского (дирижер Л.Бернстайн) оркестров, а также дирижеров Л.Стоковского, К.Цекки. В 1956 году в нашей стране выступала с концертами аргентинская гитаристка М.-Л. Анидо, в 1962 году – финский исполнитель на кнопочном аккордеоне В.Ахвенайнен. За рубеж на гастроли выезжают видные советские баянисты и балалаечники: П.И.Нечепоренко, Е.Г. Блинов, Ю.И. Казаков, Е.Г.Авксентьев, а также ансамбли и оркестры народных инструментов.
Заметным явлением была подготовка и проведение VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это стало мощным стимулом для проводившихся по всей стране на протяжении 1956 – 1957 годов конкурсных отборов. Такие отборы выявили множество новых ярких дарований. Лучшие их них были делегированы на Всесоюзный и Всемирный фестивали, проходившие в Москве летом 1957 года.
Значение этих фестивалей заключается, прежде всего в том, что они дали мощные импульсы дальнейшему совершенствованию академической ветви исполнительства, особенно в музыкальных вузах и училищах. Лауреатами Всесоюзного и Международного конкурсов в рамках Фестивалей становятся студенты Института имени Гнесиных: баянисты В.А.Галкин, А.И.Полетаев, Э.П.Митченко, балалаечник Н.Н.Некрасов, домрист В.А.Никулин, воспитанники Киевской консерватории – баянист В.В.Бесфамильнов, бандурист С.В.Баштан и трио баянистов в составе В.С.Панкова, В.В.Воеводина, М.К.Коцюбы, харьковские домристы Ф.И.Коровай и В.В.Васильев, секстет балалаечников – учащихся музыкального училища им. Октябрьской революции.
С приходом в Государственный русский народный оркестр имени Н.П.Осипова в качестве художественного руководителя Виктора Павловича Дубровского (1927 – 1994) наблюдается интенсивный подъем художественного мастерства коллектива. Четверть века проработал в этом коллективе Николай Николаевич Калинин (1944 - 2004), возглавивший оркестр в 1979 году.
Активизировалась творческая деятельность и других ведущих оркестровых коллективов. В 1958 году во главе ленинградского оркестра русских народных инструментов имени В.В.Андреева стал Георгий Анатольевич Дониях (1914 – 1976), который сумел привлечь множество молодых композиторов к работе в области народного исполнительства. По инициативе дирижеров Новосибирского оркестра Ивана Матвеевича Гуляева (1911 – 1978), позже Владимира Поликарповича Гусева (р. 1940) появляются немало новых интересных аранжировок и произведений композиторов Сибири для русского народного оркестра. Особенно же активный подъем в изучаемой области музыки наступает с 1959 года, когда оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения возглавил Владимир Иванович Федосеев (р. 1932).
Вышеназванные руководители коллективов сумели не только привлечь к оркестру целую плеяду новых талантливых композиторов, но и добиться значительного повышения исполнительского мастерства возглавляемых или составов. В.И.Федосееву удалось добиться такой густоты тремоло в группе домр и балалаек, что создавало иллюзию звучания смычковых инструментов. Работу над повышением выразительности оркестрового исполнения активно продолжил в 1974 году преемник В.И.Федосеева на посту главного руководителя и дирижера – Николай Николаевич Некрасов (р. 1932),
Заметный рост профессионально-академических тенденций наблюдается в искусстве игры на балалайке и домре. Если в 1945 – 1955 годах выступления домристов были большей частью эпизодическими «номерами» в концертах русского оркестра или каких-либо смешанных, Эстрадных концертах, то теперь исполнители на домре выходят на сцену с сольными концертами в одном или в двух отделениях. Первым, кому Министерством культуры СССР было предоставлено официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1960-е годы Рудольф Васильевич Белов (р. 1937). Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты VI Всемирного фестиваля, а затем и победители последующих всесоюзных и всероссийских конкурсов Владимир Андрианович Яковлев (р. 1930), Владимир Алексеевич Никулин (р. 1935), Владимир Сергеевич Красноярцев (р. 1937), несколько позднее – Тамара Ильинична Вольская (р. 1945), Вячеслав Павлович Круглов (р. 1945), Александр Андреевич Цыганков (р. 1948) Сергей Федорович Лукин (р. 1957), наряду с украинскими исполнителями Федором Игнатьевичем Короваем (1927 – 1989), Борисом Александровичем Михеевым (р. 1937), Валерием Никитовичем Ивко (р. 1941), вывели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов. Тщательная работа этих артистов над чистотой тремолирования и культуры звука позволила исполнителям достигать собой выразительности кантилены. Благодаря этому в домровом репертуаре появляются транскрипции сонат для скрипки и чембало, скрипичных концертов И.С.Баха, Вальса-Скерцо П.И.Чайковского, фантазий Г. Венявского, Скерцо из Сюиты h-moll И.С.Баха, Сонаты Ф. Пуленка.
В игре В.П. Круглова явственно обнаруживаются черты академического профессионализма – подчеркнутая стройность композиции произведений, виртуозная отточенность всех, даже мельчайших деталей текста, теплота кантилены. В репертуаре домриста четыре сонаты Н. Паганини для скрипки и гитары, Вокализ М.И.Глинки, «Сапатеадо» П. Сарасате, а также оригинальные сочинения: «Легенда», «Веселое рондо» С.М.Слонимского.
Особенно широкое общественное признание с 70-х годов получает искусство Александра Андреевича Цыганкова. «Русским Паганини» называли его вовремя гастролей в Японии, США и странах Южной Америки молодого советского музыканта, солиста Государственного академического русского народного оркестра имени Н.П. Осипова Александра Цыганкова. В репертуаре домриста и народные мелодии, и собственные сочинения, и произведения мировой и советской классики.
На Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах, который проходил летом 1972 года, А.Цыганков был удостоен звания лауреата, заняв первое место (поделив его с Т.Вольской). С 1971 года он являлся солистом Государственного академического русского народного оркестра имени Н.П. Осипова. В репертуаре артиста – произведения И.С.Баха, В.Моцарта, Н.Паганини, П.Сарасате, а также оригинальные сочинения Н.Будашкина, Ю.Шишакова, Б.Кравченко.
Не меньшим признанием с рубежа 1960-х – 70-х годов стало пользоваться исполнительское искусство замечательной исполнительницы на четырехструнной домре Тамары Ильиничны Вольской. В 1970 году Тамара Ильинична становится лауреатом (вторая премия) на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, а в 1972 году на Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах завоевывает первую премию.
Во второй половине 80-х годов наблюдается выдвижение в качестве сольных тех разновидностей домр, которые были исключительной ансамблево-оркестровой игры. Это вязано, прежде всего, с деятельностью исполнителя на домре бас Анатолия Николаевича Соболева (р. 1939), и солиста-виртуоза на домре бас и домре альт Михаила Анатольевича Горобцова (р. 1956). Свою исполнительскую деятельность Михаил Горобцов начал в 1977 году в Академическом оркестре Гостелерадио СССР под управлением Н.Н.Некрасова. В 1986 году музыкант становится лауреатом III премии Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах. С 1992 года домрист становится солистом и концертмейстером группы альтовых домр Национального академического оркестра им. Н.П.Осипова. Для своего инструмента М.А.Горобцов создал ряд аранжировок и собственных композиций. Помимо работы в оркестре М.Горобцов много гастролировал по разным регионам России и за рубежом. Ему посчастливилось выступать с сольными программами в лучших концертных залах мира, в таких как, например, Карнеги Холл и др. Концертную деятельность музыкант успешно сочетает с педагогической, проводя «мастер-классы» для студентов музыкальных училищ и консерваторий.
Заметных успехов достигает в этот период исполнительство на балалайке. Продолжают вести активную исполнительскую деятельность П.И.Нечепоренко, Е.Г. Блинов, А.Б. Шалов, Б.С. Феоктистов, Е.Г.Авксентьев, М.Ф.Рожков. С 60- -70-х годов на концертную сцену выходит ряд балалаечников – воспитанников этих мастеров (прежде всего П.И.Нечепоренко и Е.Г.Блинова). Среди них следует отметить Александра Степановича Данилова (р. 1945), Владимира Борисовича Болдырева (р. 1947), Валерия Евгеньевича Зажигина (р. 1947). Шауката Сабировича Амирова (р. 1947).
Разворачивается концертная деятельность различных ансамблей народных инструментов, ярких представителей камерно-академического искусства. Например, в репертуаре квартета баянистов Киевской государственной филармонии под управлением Н.И.Ризоля находят воплощение крупные полотна – первая часть Симфонии № 40 и Увертюра к опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, вторая часть Симфонии № 6 П.И.Чайковского и др. Появляется ряд новых ансамблей, как однородных, так и смешанных. Среди них следует выделить воспитанников Киевской консерватории - трио баянистов в составе Николая Сергеевича Худякова (1936 – 1998), Анатолия Александровича Хижняка (р. 1936), Ивана Тимофеевича Шепельского (р. 1937). С 1960 года этот коллектив начал гастрольную деятельность в качестве артистов Хабаровской краевой филармонии, а с 1966 года – как Уральское трио баянистов.
В 1970-х годах возникают аналогичные трио баянистов – Орловское (В.В. Михеичев, А.В.Кочергин, М.Н.Репка), Сыктывкарское (В.П.Данилочкин, В.С.Майсерик, В.А.Волохов), Липецкое (В.Г.Мельник, В.Ф.Карпий, А.Г.Науменко), Зауральское (В.С.Брызгалин, В.И.Карпов, А.В.Иванов).
Со второй половины 1950-х годов существенное активизируется концертная деятельность гитаристов: наряду с А.М.Ивановым-Крамским, это Борис Павлович Хлоповский (1938 – 1988), видный исполнитель на семиструнной гитаре и педагог Лев Александрович Менро (1923 – 1994), лев Филиппович Андронов (1926 - 1980), киевлянин Ян Генрихович Пухальский (1923 – 1979). Немаловажным стимулом в дальнейшей академизации исполнительства стало открытие классов гитары в музыкальных училищах при Московской консерватории и имени Гнесиных, а несколько позднее и в ряде вузов - Уральской консерватории, Московском институте культуры; возобновлено обучение на гитаре в Киевской консерватории (оно было создано здесь М.М.Гелисом еще в довоенные годы).
Наибольшее значение в развитии гитарного исполнительства имело открытие в 1980 году класса гитары в Институте имени Гнесиных. Приглашение к преподавательской работе выдающихся гитаристов нашего времени Александра Камилловича Фраучи (1954 – 2010) и Николая Андреевича Комолятова (р. 1942) позволило намного поднять художественный уровень гитарного исксства.
Эти исполнители наряду с Никитой Арнольдовичем Кошкиным (р. 1956), Владимиром Викторовичем Козловым (р. 1958), Станиславой (Анастасией) Владимировной Бардиной (р. 1962), Владимиром Борисовичем Хлоповским (р. 1962), - стали новой важной страницей в развитии современной гитарной культуры.
В 1960 – 90-х годах наряду с активно продолжающейся концертной деятельностью артистов, начавших свою работу в первое послевоенное десятилетие – В.П.Беляевского, Д.Б. Локшина, дуэта исполнительниц на щипковых и клавишных гуслях В.Н.Городовской и О.П.Никитиной, несколько позднее В.Н.Городовской и Н.В.Чекановой, появились новые имена. Среди них выделяется имя талантливого исполнителя на звончатых гуслях Валерия Николаевича Тихова (1924 – 1991), который к началу 1960-х годов развернул интенсивную концертную деятельность.
В конце 80-хх – начале 90-х годов организуются различные концертные коллективы гусляров – гусельный оркестр во главе с Юрием Трифоновичем Евтушенко (р.1943), ансамбль гуслей звончатых под руководством Любови Яковлевны Жук (р. 1955).
Наиболее показательные изменения наблюдаются в развитии баянного исполнительства. С 1962 года на московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов начинается серийное изготовление многотембровых готово-выборных баянов: «Солист» (1962) и «Юпитер» (трех- и четырехголосных,1969) конструкции Юрия Константиновича Волковича 91927 – 1981); «Россия» (1962) и «Апассионата» (1970) конструкции Василия Артемовича Колчина (1918 – 1998).
После концерта осенью 1957 года Ю.И.Казакова в Малом зале Московской консерватории и активной пропаганды им готово-выборного многотембрового инструмента, с 1960-х годов наблюдается интенсивный процесс перехода к обучению игре на таком баяне концертных исполнителей, студентов, учащихся учебных заведений.
Инструмент, на котором уже можно было достаточно достоверно и точно передать фактуру классических произведений, обусловил также явные изменения в самой эстетике баянного исполнительства. Появление выборной клавиатуры, аналогичной правой, сочетающейся с клавиатурой четырехоктавных басов, позволило охватить на баяне почти весь текст оригинала, что, в первую очередь, привело к более строгому отбору репертуара.
На концертную эстраду выходит целая плеяда молодых и талантливых исполнителей: Вячеслав Анатольевич Семенов (1946), Юрий Алексеевич Вострелов (р. 1947), Александр Владимирович Скляров (р. 1949), Николай Иванович Севрюков (р. 1947), Фридрих Робертович Липс (1948), Раджап Юнусович Шайхутдинов (р. 1949), Владимир Данилович Зубицкий (р. 1953), немного позже Юрий Васильевич Шишкин (р. 1953), Павел Витальевич Фенюк (р. 1964) др.
С середины 1970-х годов в сферу академического концертного искусства начинает входить также аккордеон. Получая уже в 60-е годы еще большую массовость, нежели баян, в любительстве, в начальном звене музыкального обучения, аккордеон наравне с баяном все чаще включается в процесс профессионального учебного процесса, особенно в училищах и вузах.
В 1974 году Юрий Петрович Дранга на аккордеоне, а котором была вмонтирована готово-выборная клавиатура, блестяще исполнил в Большом зале филармонии Ростова-на-Дону обширную программу в двух отделениях.
Вскоре начинается и широкое освоение готово-выборных аккордеонов студентами советских музыкальных вузов и училищ, а также концертными исполнителями. В начале 70-х годов серийное производство этих инструментов осваивается и в отечественной промышленности – на ленинградской фабрике «Красный партизан» (ныне – Санкт-Петербургская фабрика музыкальных инструментов Акционерного общества «Ильмера»).
В настоящее время лучшие отечественные исполнители-аккордеонисты успешно решают трудности, стоящие перед аккордеонным академическим исполнительством и выводят инструмент в ранг полноценных инструментов для воплощения самых серьезных и масштабных музыкальных образов. Наряду с народным артистом России Ю.П.Дрангой это, прежде всего, - Николай Александрович Кравцов (р.1943), создатель системы правой клавиатуры, которая значительно расширяет возможности аккордеона в передаче сложной и разветвленной фактуры позволяет аккордеонистам убедительно воспроизводить баянную музыкальную ткань, Юрий Викторович Брусенцев (р. 1951), Роман Николаевич Бажилин (р. 1962 г., аккордеонист, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России,лауреат международного конкурса в г. Монтезе, Италия, 2004 г., I премия, автор многочисленных нотных сборников, композитор), Игорь Борисович Завадский (р. 1966 г., исполнитель, преподаватель, заслуженный артист Украины), Валерий Андреевич Ковтун (р. 1942 г., эстрадный исполнитель, народный артист России, Лауреат Государственной премии за 2007 год), Роман Геннадьевич Мамаев (р. 1972 г., эстрадный аккордеонист, Лауреат международных конкурсов, преподаватель), Сергей Викторович Осокин (р. 1981 г., исполнитель, лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель МГИМ им. А.Г.Шнитке, Юрий Алексеевич Пешков (р. 1940 г., композитор, педагог, аранжировщик, лауреат всесоюзных конкурсов и участник многочисленных фестивалей), Ян Пиневич Табачник (р. 1945 г., народный артист Украины), Щураков Сергей Михайлович (1960 – 2007, композитор, исполнитель, преподаватель).
Сочинения для баяна и сольных щипковых народных инструментов
Утверждение в педагогическом процессе средних и высших музыкальных заведений многотембрового готово-выборного баяна, совершенствование исполнительского мастерства отечественных баянистов – все это стало важнейшими причинами качественного роста музыки для баяна.
Важной вехой в становлении исполнительства на инструменте стали многочисленные произведения Николая Яковлевича Чайкина. В 1960 – 80-х годах появляются Концертная сюита (1962), Вторая соната (1963), Украинская сюита (1970), Второй концерт для баяна с симфоническим оркестром (1972), Полифоническая сюита (1977), Концертный триптих (1984), прелюдии и фуги, Пассакалия, бурлеска, Лирический вальс, Юмореска.
В 1960-е – 80-е годы появляется ряд значительных произведений Юрия Николаевича Шишакова: Прелюдия и токката (1967), Первая соната (1968), Сюита a-moll в четырех частях (1971), Двадцать четыре прелюдии и фуги (1981), Вторая соната (1983), пьесы и обработки народных мелодий.
На рубеже 1950-х – 60-х годов украинский композитор Константин Александрович Мясков (1912 – 2000) создает ряд замечательных произведений для баяна: два концерта для баяна с симфоническим оркестром, 15 концертных пьес в форме танцев народов СССР, сюиты «Алые паруса», «Магазин игрушек», детские альбомы, танцевальные сюиты, миниатюры (Поэма, Токката, Скерцо).
В творчестве композитора Георгия Григорьевича Шендерева (1937 – 1984) ясно прослеживается опора на народные мелодии. Миниатюры композитора второй половины 1950-х – середины 60-х годов, такие, как обработки народных песен «Отдавали молоду», «Во лесочке», «Во сыром бору тропина», а также Русский танец, Хоровод и другие, получили широчайшую популярность. Развитие фольклорного начала наблюдается в произведениях Евгения Петровича Дербенко (р. 1949). Среди более тысячи произведений для народных инструментов, написанных автором, наибольшее распространение в педагогической и концертной практике получила музыка, созданная для баяна. Е.П.Дербенко, будучи прекрасным баянистом (окончил Институт им. Гнесиных по классу баяна у Анатолия Никитовича Гуся), сумел создать множество произведений, своеобразных в тембровом отношении, среди них сюиты «Времена года», «Контрасты», «Русская мозаика», «Сюита в классическом стиле», Концерт для баяна с русским народным оркестром.
Заметным вкладом в баянную музыку стали произведения Владимира Яковлевича Подгорного. В период 1960-х - 70-х годов в творчестве композитора наглядно прослеживается тенденция создания развернутых симфонических композиций на основе народной песенности. Развитые образцы симфонизации представлены в Фантазии на тему украинской народной песни «Повiй, вiтрэ, на Вкраïну» (1964), Русской фантазии, созданной на тему популярной народной пляски «Барыня».
В концертных обработках русских народных песен Александра Афанасьевича Тимошенко (1942 – 1999) претворены различные элементы подлинных фольклорных наигрышей. Например, в Концертной пьесе на тему русской народной песни «Тимоня» используется имитация звучания волынки с ее тянущимся «назойливым» бурдонным звуком. В обработках 1960-х – 70-х годов – «Я на камушке сижу», «Пивна ягода», «Прялка», «Ах вы, сени, мои сени» - обнаруживается развитое орнаментально-фигурационное варьирование народных напевов, опирающееся на особенности подлинных гармошечных наигрышей.
Значительный вклад в развитие баянной литературы внес талантливый исполнитель, дирижер и композитор Виктор Федорович Гридин (1943 – 1997). Егот произведения для баяна соло и в сопровождении русского народного оркестра отличаются подлинно концертным блеском, прекрасным знанием художественных возможностей как баяна, так и сопровождающего его оркестра. Пьесы «Весенний хоровод», «Озорные наигрыши», «Рассыпуха», «Цыганская рапсодия», обработки народных песен «Утушка луговая», «Тонкая рябина», «Ехал казак за Дунай» завоевали широчайшую популярность среди профессионалов и любителей музыки, предоставив баянистам широкие возможности для выявления собственного виртуозного мастерства. Ряд интересных соичнений для баяна написан Вячеславом Анатольевичем Семеновым. Одно из наиболее репертуарных его произведений – «Донская рапсодия» (1977).
Чуткое претворение народной песенности обнаруживается в «Болгарской сюите» (1975), в Фантазии на тему песни Я.Френкеля «Калина красная» (1976), в рапсодиях на украинские, белорусские, литовские темы, в «Старинной эстонской легенде» (1983), в сонате № 2 «Баскериада» (1992).
Интересно преломление фольклорного начала в баянных пьесах и обработках народных песен, выполненных Виктором Петровичем Власовым (р. 1936), Владимиром Николаевичем Мотовым (р. 1925), Петром Петровичем Лондоновым (1928 – 1981), Александром На Юн Кином (р. 1954), Владимиром Владимировичем Ивановым (1926 – 1991).
Важной вехой в решительном обновлении образного строя и стилистики баяна стали произведения Альбина Леонидовича Репникова (р. 1932). Первые опубликованные миниатюры – Каприччио, Бассо-остинато, Импровизация, Скерцо, Речитатив и Токката – привлекли многочисленных исполнителей и слушателей общим жизнерадостным характером, упругой ритмикой, красочной гармонией. Будучи профессиональным баянистом (окончил в 1953 году Иркутское музыкальное училище), композитор сумел полноценно выявить новые художественные средства инструмента.
Среди крупных баянных сочинений А.Л.Репникова следует выделить его Концерт-поэму для баяна с симфоническим оркестром (1963) и Третий концерт для баяна, камерного оркестра и ударных (1973).
Наиболее заметным в развитии баянного исполнительства стало творчество Владислава Андреевича Золотарева (1942 – 1975). В числе самых известных его баянных сочинений следует назвать Камерную сюиту, Партиту, Вторую и Третью сонаты, шесть детских сюит, «Испаниаду», две концертные симфонии для баяна с симфоническим оркестром, полифонический цикл «Двадцать четыре медитации», миниатюры.
Одним из крупнейших современных композиторов, представивших баян как самобытный камерно-академический инструмент, стала София Асгатовна Губайдулина (р. 1931). Ее произведения – пьеса «De profundis» («Из глубины») для баяна соло, партита «Семь слов» для баяна, виолончели и камерного оркестра, соната для баяна «Et exspecto» («В ожидании»), трио «Silenzio» («Молчание») для баяна, скрипки и виолончели – созданы в тесном содружестве с Ф.Р.Липсом. Они отмечены глубокими, необычными для баяна музыкальными образами, потребовавшими разнообразных сонорных средств, таких как длительные кластерные пятна на тремолирующем движении меха, нетемперированные глиссандирующие звуки, применение воздушного клапана баянного меха.
Активизация профессионального обучения на щипковых народных инструментах, появление многих перспективных молодых исполнителей, завоевывающих призовые места на различных конкурсных состязаниях, обусловили острую потребность в создании новых высокохудожественных произведений.
Из наиболее интересных сочинений Юрия Николаевича Шишакова следует выделить пятичастную сюиту «Воронежские акварели» для балалайки и фортепиано (1967), Второй концерт для домры с русским народным оркестром (1971).
Среди наиболее репертуарных в литературе для балалайки стали концертные пьесы на темы русских народных песен Александра Борисовича Шалова. В 50-е годы, став известным исполнителем, музыкант очень активно проявил себя в последующие годы на композиторском поприще. За период 1960-х – 90-х годов им было создано более 50 высокохудожественных аранжировок народных мелодий, среди них «Ах, не лист осенний», «Кольцо души-девицы», «Винят меня в народе», «Темно-вишневая шаль» вошли в число наиболее популярных.
Значителен вклад Веры Городовской в пополнение литературы для сольных щипковых народных инструментов. Особенно известны такие ее пьесы, как «Русский перепляс», обработки русских народных песен «Под окном черемуха колышется», «Выйду ль я на реченьку» для балалайки, «Чернобровый, черноокий», «Не одна во поле дороженька» для домры, Концертное рондо, Парафраз на темы двух старинных романсов.
Особенно много ярких и интересных произведений написано ею для дуэта щипковых и клавишных гуслей. Многочисленные концертные фантазии В.Н.Городовской, такие как «Лесная сказка», «Осенний сон», обработки русских народных песен и миниатюры собственного сочинения – позволили дуэту гуслей стать полноправным инструментальным составом, звучащим ярко и самобытно.
Ряд высокохудожественных сочинений для сольных щипковых инструментов создан Борисом Петровичем Кравченко. Среди его многочисленных работ для балалайки, гитары, домры и гуслей следует в первую очередь выделить одночастный Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов (1962). Это сочинение стало одним из наиболее популярных в репертуаре домристов.
Б.П. Кравченко явился родоначальником высокопрофессиональной литературы и для звончатых гуслей. Как самостоятельный, сольный академический концертный инструмент ранее они практически не использовались, только изредка применялись в ансамблях фольклорного плана. Благодаря содружеству с гусляром В.Н.Тиховым, были многосторонне раскрыты возможности звончатых гуслей. Для этого инструмента композитором были созданы Концертино, Мелодия, Скерцо, Интермеццо, Юмореска (1963), пьеса «Веселые гусли» (1964), Маленькие вариации, пьеса «Старый шарманщик», фантазии «Веселое утро» (1969) и «Ах, улица широкая», «Белорусская рапсодия», «Украинская фантазия» (1971), «Напев» (1978). В этих произведениях используются новые приемы звукоизвлечения (в том числе тремолирование медиатором по струнам).
Большую популярность среди домристов снискали произведения выдающегося музыканта Александра Андреевича Цыганкова. Им написаны: Скерцо «Волшебный замок», обработка кубинской народной песни «Голубка», музыкальная картинка «Гусляр и скоморох», Плясовые наигрыши (для домры с оркестром), Праздничная увертюра, Русская мозаика, Частушка (Концертная пьеса на русские народные темы для домры с оркестром народных инструментов), Детская сюита (Марш, Песня, Скерцо, Протяжная, Веселая прогулка), «Перевоз Дуня держала» (Пьеса-шутка на тему русской народной песни), «Белолица-круглолица» (Концертная пьеса на тему русской народной песни для домры с оркестром русских народных инструментов) и др.
Заметный вклад в развитие репертуара для шестиструнной гитары внес Александр Михайлович Иванов-Крамской. Среди его многочисленных сочинений следует выделить два концерта для гитары с оркестром, множество разнообразных миниатюр («Порыв», Лирический вальс, Колыбельная, Элегия). Наибольшей известностью пользуются его обработки русских народных песен и романсов, таких как «Полосынька», «Я на камушке сижу», «Перепелочка», «На заре ты ее не буди», «Тонкая рябина».
1970-е – 80-е годы знаменуют новую и интересную страницу в формировании камерно-академической музыки для гитары. В этой области исполнительства плодотворно работает Игорь Владимирович Рехин (р. 1941). Им созданы две сонаты (1983, 1984) , «Гавайский концерт» (1983), сюита «Памяти Эйтора Вила Лобоса), дивертисмент «Цветы весны» для флейты и гитары (1984), цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги» для шестиструнной гитары соло (1990), сочинения для детей и юношества, гитарные ансамбли, миниатюры.
Перу этого композитора принадлежат произведения для семиструнной гитары. Он создал Сонату (1983) и Русский концерт (1986). Этот концерт стал первым в истории исполнительства, созданный для семиструнной гитары с симфоническим оркестром.
Одним из наиболее известных авторов, создающих музыку для гитары с начала 1980-х годов стал видный исполнитель-гитарист Никита Арнольдович Кошкин (р. 1956). Для своего инструмента он создал более 200 произведений. Наиболее популярными среди них, звучащими в концертном репертуаре лучших гитаристов России, стран Европы, Америки и Азии, стали шестичастная сюита «Игрушки принца» (1980), трехчастная Соната для гитары соло (1998), пятичастная сюита «Баллады» (1999). Композитором создано также немало пьес и миниатюр, например, «Падение птиц» (1978), «Три станции одной дороги» (1979), «Пьеса с часами» (1983), «Ашер-вальс» (1984).
Из камерно-ансамблевых сочинений Н.А.Кошкина нужно отметить трехчастную Сонату для флейты и гитары (1982), трио для двух гитар и контрабаса «Продавец цикад» (1986), трио для флейты, скрипки и гитары «Рубикон» (1986).
Активно работает композитор и над созданием педагогического репертуара. Им написаны шестичастная сюита «Шесть струн» (1987), три двадцатичетырехчастных цикла «Маскарад» (1987), « Днем рождения!» (1995) и «Da Capo» (2001).
К творчеству для гитары обращался и выдающийся отечественный композитор Эдисон Васильевич Денисов (1929 – 1997), создавший Сонату (1981).
Таким образом, произведения для русских народных инструментов, созданные за последние десятилетия, становятся важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)