logo
Николаус Арнонкур Музыка языком звуков

Послесловие

На протяжении многих лет моей деятельности как музыканта и педагога накопилось достаточное количество статей, лекций и докладов, из которых я отобрал помещенные здесь тексты. Слегка их переработал, сохраняя все же характер разговорной речи. Статья «Об интерпретации музыки минув­шего» написана в 1954 году, это мое первое письменное заявление на эту тему и вместе с тем кредо родившегося в то же время коллектива «Concentus Musicus». Раздел, открывающий книгу «Музыка в нашей жизни», — это благодарственная речь, провозглашенная после присуждения мне премии имени Эразма в Амстердаме в 1980 году и наиболее поздний текст этой книж­ки.

При отборе я учитывал, прежде всего, общие темы. Статьи, посвящен­ные Монтеверди, Баху, Моцарту или композиторам, на чьей музыке я кон­центрируюсь в своей практике, исключал, поскольку предусматриваю для них отдельную публикацию.

Выражаю особую благодарность госпоже др. Иоганне Фюрштауэр, ко­торая собрала и привела в порядок все тексты. Без нее эта книжка не смогла бы появиться.

Николаус Арнонкур.

1* Автор имеет в виду 50-80 годы XX века. (Прим. ред.)

2 У Н.А. — Werktreue, «верность произведению» (Прим. ред.)

3Речь о динамике одиночного звука. (Прим. ред.)

4 Устройство в органе, которое, ритмически вибрируя, изменяет давление воздуха в трубах, вследствие чего происходит колебание звука по амплитуде (Прим.ред.).

5 Название происходит от длины самой нижней, наиболее длинной трубы (8 футов или 243,8 см.) органного регистра Principal; соответствует звуку «До» большой октавы на рояле. (Прим. ред.)

6«Vielschreiber»: Viel - много, schreiber - тот, кто пишет. (Прим. ред. ).

99