logo
Гитара

Часть 2. Аккомпанемент.

2.1 Построение аккордов.

Трезвучия, основные аккордовые формы…………………….... 39 стр.

2.2 Септаккорды.

Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона)………….. 43 стр.

2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели)…... 51 стр.

2.4 Исполнение аккомпанемента………………………………… 57 стр.

2.5 Нотное приложение.

Народные песни, песни из кинофильмов……………………….. 63 стр.

Заключение………………………………………………………... 73 стр.

Литература………………………………………………………… 74 стр.

Тексты песен………………………………………………………. 76 стр.

Приложения……………………………………………………….. 83 стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основе изучения педагогических условий работы со студентами театрального вуза, посещающих факультатив гитара, анализа программ и учебно-методической литературы ведущих зарубежных и отечественных специалистов. Главная цель настоящего пособия – доступное изложение сведений об основных приёмах игры, постановке игрового аппарата, организации игровых движений, а также развитие основ практических навыков мелодико-гармонического мышления необходимых для исполнения грамотного аккомпанемента на гитаре. Во всём пособии в целом строго соблюдается принцип «от простого к сложному». Конструктивно-нотный материал пособия имеет хрестоматийный характер, проверен временем и адаптирован, как для начального освоения приёмов игры на гитаре, так и для развития навыков аккомпанемента.

Пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются вопросы постановки игрового аппарата, даны пьесы, этюды и упражнения, исполнение которых способствует освоению и закреплению навыков игры на практике. Во второй частиизлагаются в системном порядке некоторые теоретические сведения о построении аккордов, исполнении гармонических моделей и организации игровых движений при исполнении аккомпанемента на гитаре. Нотный (песенный) материал второй части составлен из образцов народной музыки, а также песен театра и кино, что соответствует практическим требованиям образовательного пространства театрального вуза.

Весь нотный материал, представленный в настоящем учебно-методическом пособии, носит рекомендательный характер и только обозначает путь, по которому, на наш взгляд, следует двигаться, чтобы овладеть навыками игры на гитаре.

Настоящее пособие предназначено, прежде всего, для студентов театральных вузов, но может также использоваться в качестве практического руководства для самостоятельного изучения основных приёмов игры на гитаре и развитию навыков аккомпанемента.

История зарождения и развития гитарного искусства.

Первые сведения о струнных инструментах, прародителей гитары, относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкальных инструментов – «нефера» и «наблы», внешним видом напоминающих гитару. Струнные щипковые инструменты была распространены и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках и письменные источники Ассирии, Вавилона, Китая и Индии. Результатом слияния данных инструментов принято считать «китар», завезённый в Испанию в период раннего средневековья и получивший в XIV-XV веках широкое распространение в Европе. В XV-XVII веках состоятельные, чаще всего аристократические, семьи Испании, Италии и других стран Европы начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Наиболее распространёнными щипковыми инструментами в сфере профессионального исполнительства эпохи Возрождения являются лютня и виуэла, но и гитара, в качестве аккомпанирующего инструмента, была достаточно популярна в любительской среде. В XVII веке гитара становится пятиструнной*, для неё создается специальная музыкальная литература. Выдающимися исполнителями на этом инструменте были Франческо Корбета, Гаспар Санз, Робер де Визе и др., их произведения (в виде транскрипций) вошли в репертуар современной классической гитары.

В XVIII веке виды музыкальной практики становятся всё более разнообразными, развиваются концертные организации, наряду с придворными и церковными проводятся и публичные концерты. Всё это способствует рождению плеяды профессионалов-виртуозов, широко раскрывших возможности инструментов – главным образом скрипки, виолончели, гитары и фортепиано. Гитарное искусство того периода, часто называемого «золотым веком» гитары, представлено такими именами, как Фернандо Сор, Мауро Джулиани. Николо Паганини, Диониссио Агуадо, Луиджи Лениани, Фердинанд Карулли, Маттео Каркасси и др. Они создают обширный концертный репертуар для гитары, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром, а также замечательные «Школы игры на шестиструнной гитаре».

Во второй половине XIX века в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза и педагога Франциско Тарреги. Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей-композиторов: Исаака Альбениса, Энрико Гранадоса, Мануэля де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Можно смело сказать, что Ф.Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. К настоящему времени изданы «Школы» Э.Пухоля, Д.Фортеа, Д.Прата, И.Лелюпа, И.Аренса и П.Роча, основанные на методе обучения Ф.Тарреги.

*Ранее гитара имела три или четыре «хора» струн («хор» – две струны).

Огромное значение для развития мирового гитарного искусства имела творческая деятельность величайшего испанского гитариста XX в. Андресэ Сеговии. Исключительной важностью его роли в истории развития инструмента явились не только его исполнительское и педагогическое дарования, но и способности организатора и пропагандиста. Исследователь М.Вайсборд пишет: «…для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали, например, фортепиано или скрипка – высокохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит прежде всего в создании такого репертуара…». И далее: «Для Сеговии стали писать М.Понсе (Мексика), М. Кастельнуово-Тедеско (Италия), Ж.Ибер, А.Руссель (Франция), К.Педрель (Аргентина), А.Тансман (Польша), и Д.Дюарт (Англия), Р.Смит (Швеция)…» [4, 27]. Из этого небольшого и далеко не полного списка композиторов видно, что именно благодаря А.Сеговии география профессиональных сочинений для классической гитары стремительно расширялась, и с течением времени этот инструмент обратил на себя внимание многих выдающихся художников – Э.Вила Лобос, Б.Бриттен. С другой стороны, возникают целые созвездия талантливых композиторов, которые одновременно являются профессиональными исполнителями – А.Барриос, Л.Брауэр, Р.Дьенс, Н.Кошкин и т.д. А.Сеговия успешно гастролировал во многих странах мира, в том числе четыре раза посетил СССР (1926 г. и 1935, 1936 г.) Он исполнял музыку классиков-гитаристов: Ф.Сора, М.Джулиани, транскрипции произведений П.Чайковского, Ф.Шуберта, Й.Гайдна и оригинальные сочинения: Ф.Морено-Торробы, А.Тансмана, М.Кастельнуово-Тедеско и других композиторов. У А.Сеговии состоялось немало встреч с советскими гитаристами, в ходе которых он охотно отвечал на вопросы.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. Приобретя со второй половины XVIII столетия самобытную семиструнную разновидность с настройкой по звукам удвоенного в октаву соль-мажорного трезвучия и отстоящей на кварту нижней струной, гитара оказалась оптимально соответствующей басо-аккордовому сопровождению городской песни, русской народной песни и романса. Подлинный же расцвет профессионального исполнительства на этом инструменте начинается благодаря творческой деятельности выдающегося педагога-гитариста Андрея Осиповича Сихры (1773-1850). Будучи по образованию арфистом, он всю свою жизнь посвятил пропаганде семиструнной гитары - в молодости занимался концертной деятельностью, а затем педагогикой и просветительством. А.О. Сихра воспитал огромное количество учеников, стимулируя у них интерес к сочинению музыки для гитары, в частности вариаций на темы народно-песенных мелодий. Наиболее известные из его учеников - С.Н. Аксенов, В.И. Морков, В.С. Саренко, Ф.М. Циммерман и другие - оставили множество пьес и обработок русских песен. Большое значение в становлении профессионально-академического русского гитарного исполнительства имела деятельность Михаила Тимофеевича Высотского (1791-1837). Его игру отличал самобытный импровизационный стиль, смелый полет творческой фантазии в варьировании народно-песенных мелодий. М.Т. Высотский - представитель импровизационной слуховой манеры исполнения - в этом он близок к традиционному русскому фольклорному музицированию. Можно многое сказать и о других представителях русского гитарного исполнительства, внёсших свой вклад в развитие национальной исполнительской школы. Подлинную русскую школу отличали такие черты: чёткость артикуляции, красивый музыкальный тон, ориентация на мелодические возможности инструмента и создание специфического репертуара, во многом уникального, прогрессивный метод использования специальных аппликатурных «заготовок», проб и каденций, раскрывающих возможности инструмента. Система игры на инструменте включала обыгрывание музыкальных функций, интонаций и их обращений, которые заучивались отдельно в каждой тональности и имели непредсказуемое движение голосов. Зачастую отдельные такие аппликатурные, мелодико-гармонические «заготовки» ревностно оберегались и передавались лишь лучшим ученикам. Импровизации специально не учились, она являлась следствием общей технической базы, и хороший гитарист умел соединить знакомые интонации песни с гармонической последовательностью. Набор различных каденций зачастую окружал музыкальную фразу и давал своеобразную окраску музыкальной ткани. Подобный изобретательный метод обучения, похоже, явился чисто русским открытием и нигде в зарубежных работах того времени не обнаружен.

Гитарное искусство развивалось и в советское время, хотя отношение власти к развитию этого музыкального инструмента было, мягко говоря, прохладным. Трудно переоценить роль выдающегося педагога, исполнителя и композитора А.М. Иванова-Крамского. Его школа игры, как и школа игры гитариста и педагога П.А. Агафошина является незаменимым учебным пособием для гитаристов. Эту деятельность блестяще продолжили их многочисленные последователи: Н.А. Комолятов, А.К. Фраучи, Н.А. Иванова-Крамская, В.В. Козлов, Н.А. Кошкин, Е.Ю. Финкельштейн, А.И. Виницкий (классическая гитара в джазе), С.И. Руднев (классическая гитара в русском стиле) и многие другие.

Начиная с середины XIX века, гитара широко используется в русском драматическом театре. Её звучание в театральных постановках Н. Островского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького и других создаёт определённое настроение, музыкальный фон спектакля. Гитара применяется также для аккомпанемента при исполнении песен драматическими певцами на сцене. Многие известные оперные солисты, включая Л. Собинова, Ф. Шаляпина, Д. Смирнова, И. Козловского, в своих концертах исполняли песни и романсы под аккомпанемент гитары.

Отдельного разговора заслуживает творчество талантливых авторов-исполнителей песен под аккомпанемент гитары. Это мудрые и ироничные песни Б.Окуджавы, А.Дольского, великолепное и неистовое творчество В.Высоцкого, несложные и вместе с тем профессиональные произведения С. Никитина, А. Розенбаума и О. Митяева и многие др.

Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. До конца XVIII века она была меньшего размера, и корпус её был довольно узким и вытянутым, на инструмент устанавливались пять струн, настроенные по квартам, как на лютне. Позже гитара стала шестиструнной, со строем более удобным для игры в открытых позициях для более полного использования звучания открытых струн. Таким образом, к середине XIX века классическая гитара обрела окончательную форму. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Гитара завоевала большую популярность в Европе и была завезена в страны Северной и Южной Америки. Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в различных оркестрах и ансамблях. Малые габариты и возможность лёгкого перемещения в пространстве и, что самое главное, необычайно певучий, глубокий и одновременно прозрачный звук – обосновывает любовь к этому универсальному музыкальному инструменту широкому круга почитателей от романтиков-туристов до профессиональных музыкантов.

Существуют много разновидностей гитары: гавайская гитара, семиструнная гитара, испанская гитара, двенадцатиструнная гитара и т.д. Но наиболее широкое применение в профессиональном исполнительстве и любительском музицировании получили три инструмента:

1. Классикал (Classical) – классическая гитара с нейлоновыми струнами.

2. Флэт Топ (Flat Top) – акустическая гитара (фолк-гитара) с металлическими струнами.

3. Электрогитара – гитара с электромагнитными звукоснимателями и монолитной деревянной или полуакустической декой (корпусом).

Изучение педагогических условий работы с учащимися и студентами, анализ программ и учебно-методической литературы ведущих зарубежных и отечественных специалистов позволяют сделать вывод о том, что начинать обучение игре на гитаре в любом стиле следует с классической гитары. Во-первых, это самый универсальный инструмент, и он наиболее полно даёт представление о гитаре, как о мелодическом и гармоническом инструменте. Во-вторых, постановка игрового аппарата (посадка, положение правой и левой руки, основные приёмы игры и звукоизвлечения), на первых шагах обучения должна быть классической, так как большинство приёмов на игры на акустической гитаре или электрогитаре базируются на принципах игры на классической гитаре. Также, на классической гитаре удобнее работать над динамическими оттенками, фразировкой, изменениями темпа, над формой музыкального произведения, стилем, жанровыми особенностями и т.д. И, наконец, классическая гитара на сегодняшний день в полной мере обладает оригинальным репертуаром различных эпох и стилей, который постоянно развивается с опорой на традиции европейской музыкальной культуры, вплоть до самых современных оригинальных произведений различных жанров и стилей. Конечно, в рамках данного пособия невозможно охватить весь инструктивно-педагогический и исполнительский репертуар классической гитары, но наиболее важные, базовые моменты проработать необходимо.