Музыкальное образование в Англии
Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Педагоги могут оказаться виновниками того, что из-за их пренебрежительного отношения к формированию всей личности учащиеся станут недисциплинированными и нетерпимыми по отношению к товарищам и обществу, в котором им предстоит жить.
Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.
Приходится встречать иногда детей, которые явно отстают по всем предметам до тех пор, пока не приобретают какое-то небольшое музыкальное умение, которое обеспечивает проявление их скрытых до этого эмоций. В результате многие из них начинают заметно лучше учиться по всем предметам.
Для правильной организации музыкального воспитания надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка, прежде всего, воспитывает музыкальную дисциплину, стремление к совершенству индивидуального и коллективного исполнения, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект музыкального воспитания — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей музыкального воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Если привлечь к занятиям музыкой всех учащихся, нет сомнения, что очень скоро проявится талант некоторых из них. Основу любого метода всегда должны составлять практические, а не теоретические занятия музыкой. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься и теорией музыки. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки. Песни могут быть легкими, инструменты— элементарными, а мелодии — простыми, но как бы ни были просты средства и материал, они должны быть самого лучшего художественного качества.
Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания и совершенствуется способность наслаждаться музыкой. Маленькие дети готовы и рады тратить время на приобретение навыков. Однако на следующем этапе они уже проявляют желание использовать полученные навыки для дальнейшего знакомства с музыкой. В это время надо знакомить их с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные.
Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь. Одни станут композиторами и исполнителями-профессионалами, другие — любителями-исполнителями или подготовленными слушателями, без которых музыка не может существовать. Музыкальные воспитатели должны считать своей прямой обязанностью помочь молодежи присоединиться к той или иной группе.
В Чехии и Словакии в музыкальном образовании используется опыт профессора Л. Даниеля по обучению чтению нот путем пения «опорных песен», начинающихся с определенной ступени звукоряда. Количество песен — семь, по числу ступеней. Система позволяет научить детей петь песни с листа. Методика хорового обучения профессора Ф. Лиссека представляет собой систему приемов, направленных на развитие музыкальности ребенка. Основа методики — формирование музыкального слуха, или, по терминологии Лиссека, «интонационного чувства» ребенка.
В Болгарии уроки музыки, на которых много внимания уделяется хоровому пению, проводятся с I по X класс. Особое значение придается внешкольному музыкальному воспитанию. Среди общепризнанных в мире болгарских коллективов — хор «Бодра смена», фольклорный ансамбль под руководством М. Букурештлиева.
В Польше музыкальное образование в школах основано на активном применении пения, игры на музыкальных детских инструментах. Музыкальное развитие детей осуществляется по системам К. Орфа и Э. Жака-Далькроза. Музыкальное творчество практикуется в виде свободных импровизаций на собственные стихотворные тексты, на заданный ритм, на создание мелодий к стихам и сказкам.
Литература 2,4,6,8,10,11,14,16,18,19,21,24,25,29,31,35,36,38,41,42,48,52,53,54.\
- Семинарские темы
- Практическое занятие 2 (семинар)
- Тема 1.5: Особенности культовой музыки восточных славян
- Раздел 2: Особенности развития отечественного музыкального образования в IX первой половине XVII столетий. Практические занятия 3 (семинар)
- Тема 2.4:
- Практические занятия 4 (семинар)
- Тема 2.6 Особенности передачи музыкального опыта от одного поколения к другому в народной педагогике
- Тема 3.3:
- Методика обучения богослужебному пению во второй половине XVII-первой половине XIX столетий.
- Раздел 4: Основные направления развития отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики со второй трети до конца XIX столетия Практические занятия 6 (семинар)
- Тема 4.2:
- Общая характеристика содержания музыкального образования в учебных заведениях различного профиля в конце XIX столетия
- Первая народная консерватория в России
- Практические занятия 7 (семинар)
- Тема 4.4 Основные методические положения видных деятелей музыкального воспитания в школах для народа (с.В. Смоленский, в.Ф. Одоевский, а.И. Пузыревский)
- Раздел 5 Тенденции развития отечественного музыкального образования с начала до конца 20века. Практические занятия 8 (семинар)
- Тема 5.5: Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе
- Практические занятия 9 (семинар)
- Тема 5.7: Основные методические положения видных деятелей музыкального воспитания: э.Б. Абдиллина, е.В. Николаевой
- Тема 6.4:Современные тенденции развития музыкального образования в мире
- Современный музыкальный проект в сша – его программы и значение для музыкального воспитания. Творческое музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века
- Музыкальное образование в Англии
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Темы рефератов
- 4.1. Вопросы к экзамену