2.2 Септаккорды. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона).
Четыре звука расположенные по терциям образуют септаккорд (7-аккорд). В основе септаккорда лежит трезвучие (1-3-5) к которому добавляется большая или малая септима (7). Вид септаккорда зависит от типа трезвучия и величины септимы: большой мажорный септаккорд – мажорное трезвучие и большая септима, малый мажорный септаккорд – мажорное трезвучие и малая септима, малый вводный септаккорд – уменьшенное трезвучие и малая септима, малый минорный септаккорд – минорное трезвучие и малая септима, уменьшенный септаккорд – уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима.
Пять видов наиболее употребляемых типов септаккордов и варианты их обозначений:
Символ М X m Ø O
Название мажорный доминантовый минорный мал. вводный уменьшенный
Обозначение CmaiC7 Cm7 Cm7-5 Cdim7
C+7 CØ CO
Cdim
Как известно септаккорды имеют три обращения: квинтсекстаккорд (6/5), терцквартаккорд (4/3), секундаккорд (2). В гитарной практике в гармоническом (аккордовом) виде эти обращения почти не употребляются, но для полного понимания мелодико-гармонических соотношений их знать необходимо. Традиционные аппликатуры минорного или доминантового септаккордов образуются при добавлении в аккордовую форму септимы:
Доминантовые септаккорды
E(f) D(f) C(f) A(f) G(f)
E7 D7 C7 A7 G7
Минорные септаккорды
E(f) D(f) C(f) A(f) G(f)
Em7 Dm7 Cm7 Am7 Gm7
Так как септаккорды содержат диссонанс – септиму, их звучание более напряжённое, насыщенное обертонами по сравнению с трезвучиями. Вследствие этого в них, как правило, стараются избегать удвоения ступеней, которые могут приводить к перегруженному, грязному звучанию. Такая аппликатура получила название прогрессивной. В ней септаккорды звучат более объёмно, а голосоведение ими более естественно. Без потери красочности и полноты звучания в септаккордах может быть пропущена квинта, а иногда и основной тон.
Построим прогрессивные аппликатуры септаккордов в пяти аккордовых формах от тоники «соль»:
Gmai E(f) D(f) C(f) A(f) G(f)
G7 E(f) D(f) C(f) A(f) G(f)
Gm7 E(f) D(f) C(f) A(f) G(f)
Gm7-5 E(f) D(f) C(f) A(f) G(f)
Gdim7 E(f) D(f) C(f) A(f) G(f)
При игре пальцами ритмом (боем) или игре медиатором неиспользуемые струны приглушаются пальцами левой руки. Допускается прижимание звуков на шестой струне большим пальцем левой руки.
При необходимости усложнить, обогатить или стилистически конкретизировать гармонию, состоящую из простых трезвучий, к основным звукам трезвучия (1, 3, 5 – аккордовым консонансам), добавляются неустойчивые ступени (2, 4, 6, 7 – аккордовые консонансы и задержания). При этом аккорды приобретают дополнительную выразительность, глубину, остроту, новые краски, происходит сгущение гармонии (что, кстати, не всегда оправдано).
Добавление второй ступени (аdd 2 – от added – прибавленный) придаёт трезвучиям некую изысканность, утончённость (попытка давать словесную характеристику является ненаучной, но не бесполезной). Прибавленный тон может обозначаться как цифрой, так и буквой (Cadd2; CaddD).Расположение 2-й ступени рядом с 3-й образует диссонирующую секунду; особенно в минорном аккорде, что создаёт переливчатое хорусообразное (расстроенное) звучание.
Cadd2 Emadd2 Amadd2
Cadd2 Emadd2 Amadd2
Нона (9) подразумевает наличие в аккорде септимы, поэтому цифру «9» (вместо «2») правильнее использовать в септаккордах. В трезвучии, могут указывать на её расположение в аккорде в середине (2) или в вершине (9).
Аппликатуры аккордов с add 9:
Dadd9 Dmadd9 Aadd9 Amadd9
Dadd9 Dmadd9 Aadd9 Amadd9
Если 2-ая или 4-ая ступень берётся вместо 3-ей, то имеет место задержание к терции (“sus” oт suspendet– задержанный):
Dsus2 Dsus4 Csus2 Csus4 Asus2 Asus4
Неустойчивость аккордов sus 4 требует разрешения, поэтому эти аккорды носят проходящий временный характер и используются чаще всего в связке с чистым трезвучием:
Asus4 → A Esus4 →E Dsus4→ D
В септаккордах вместо 4 указывается 11.
A11/7 D11/7 G11/7 C11/7
Добавленная к трезвучию большая секста, придаёт ему большую устойчивость, тоничность:
Аппликатуры мажорных трезвучий с б.6:
F6 G6 C6 A6
Аппликатуры минорных трезвучий с б.6:
Fm6 Gm6 Bm6 Bm6
Добавление в трезвучие септимы превращает его в септаккорд и даёт ему остроту усиливает его функциональную ориентацию. Например, малая септима практически всегда присутствует в аккорде V ступени, – в доминантовом аккорде. Большая септима может добавляться в трезвучия I и IV ступени (тоника и субдоминанта), а добавление к ним малой септимы даёт «блюзовое» звучание. Минорные аккорды практически всегда можно обогатить малой септимой.
Добавление к мажорному, доминантовому и минорному септаккорду ещё одной терции преобразует его в септаккорд с ноной или нонаккорд.
В этих аккордах подразумевается обязательное присутствие м.7. или б.7. Следует помнить, что в гитарной практике некоторые ступени аккордов иногда пропускаются (3, 5 иногда 1).
Аппликатуры септаккордов с ноной:
Cmai9C9Cm9Gmai9G9Gm9
Em9 Gm9 G9 Am9
В эстрадно-джазовой музыке часто используются септаккорды с расширенной вертикалью, например C11/9,C13 (доминантовый септаккорд с добавленной б.6.). В этих аккордах подразумевается обязательное присутствие м.7.
C11/9 E11/9 C11/9 E11/9
G13 C13 G13 C13
G13/-9 C13/-9 G13/-9 C13/-9
Для украшения выдержанной гармонии иногда используются проходящие тона, образующие подголоски в статичной гармонии. Эти подголоски могут содержать альтерированные ступени. В буквенной символике альтерации обозначаются # ; или+ ; -.
Amadd2 Am Am+7 Am7
Dm Dm+7 Dm7 Dm6
Am Am+5* Am6 Am+5
* Повышенная пятая ступень в аккорде (трезвучии) ля минор обозначается нотой ми диез. Нота фа бекар дана в данном случае для упрощения восприятия материала.
D D+5 D6 D7
A A+5* A6 A7
Очень часто в различных септаккордах альтерируются 5, 9, 11 ступени. Причём используются эти альтерации не только в статичных, выдержанных гармониях, но, например, часто и в доминантовых оборотах (акк. 5-ой ст. – акк. 1-ой ст.):
А7+5 →D9+7 D-97 →Gmai B7+5→Em9
* Повышенная пятая ступень в аккорде (трезвучии) ля мажор обозначается нотой ми диез. Нота фа бекар дана в данном случае для упрощения восприятия материала.
- Часть 1. Постановка игрового аппарата.
- Часть 2. Аккомпанемент.
- Часть I. Постановка игрового аппарата
- 1.1 Основные приёмы игры, техника правой и левой руки
- 1.2 Первоначальные навыки игры на гитаре.
- 1.3 Дальнейшее развитие игровых навыков.
- Часть II. Аккомпанемент.
- 2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.
- 2.2 Септаккорды. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона).
- 2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).
- 2.4 Исполнение аккомпанемента.
- 2.5 Нотное приложение. Народные песни, песни из кинофильмов.