Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
Опера. Белорусская опера в первой половине XX века: опора на традиции русской классической музыки, широкое обращение к песенному и танцевальному фольклорному материалу. Тематика опер 20–40-х годов. Оперное творчество Н.Чуркина, Н.Аладова, А.Богатырева, Е.Тикоцкого.
Вторая половина ХХ века – новый этап в развитии жанра. Расширение тематического содержания. Появление плеяды молодых композиторов-новаторов: С.Кортес, В.Солтан, Е.Глебов, А.Бондаренко, Г.Вагнер, Ю.Семеняко и других. Усложнение музыкального языка, возрастание роли оркестра, использование лейтмотивов.
Е.Тикоцкий. Опера «Мiхась Падгорны» – народная музыкальная драма. Сюжетная основа, связанная с судьбой белорусского народа в начале ХХ века. Ведущие герои и их музыкальные характеристики. Образ народа и роль хоровых сцен. Обращение к жанрам белорусского фольклора. Лейтмотивная система оперы.
В.Солтан. Опера «Дзiкае паляванне караля Стаха» (лирико-психологическая). Литературная основа, сравнение с первоисточником. Основные герои и их музыкальные характеристики. Камерность оперы, отсутствие развернутых сцен. Роль оркестра, значение звукоизобразительных приемов.
Балет. Белорусский балет в предвоенные годы ХХ века. Совместные творческие поиски композиторов и балетмейстеров. Ведущая тематика балетов: сказки, история белорусского народа, военная тема, современность. Обращение к выдающимся произведениям литературы. «Соловей» М.Крошнера, «Князь-озеро» В.Золотарева – первые национальные балеты.
Многообразие творческих поисков и решений в жанре балета второй половины ХХ века. Плодотворная работа в жанре балета Е.Глебова, Г.Вагнера, А.Мдивани, В.Кузнецова и других.
Большая роль балетмейстера В. Елизарьева в развитии белорусского национального балета конца ХХ века. «Рогнеда» («Страсти») – совместная работа А.Мдивани и В.Елизарьева.
Е.Глебов. Балет «Тиль Уленшпигель». Сюжет, ведущая идея балета. Две образные сферы как основа драматургического конфликта. Развитие образа Тиля, роль массовых сцен, лейтмотивная система в балете.
Балет «Альпийская баллада». Лирико-драматическая сюжетная основа, отражение событий Второй мировой войны. Интонационно-тематическая основа характеристики главных героев и линии контрдействия, роль лейттем. Оркестр как средство передачи психологического состояния героев.
Роль Е.Глебова в развитии жанра белорусского балета.
Оперетта, музыкальная комедия, мюзикл. Зарождение жанров. Первые профессиональные произведения в творчестве Н.Чуркина, Ю.Бельзацкого. Роль Ю.Семеняко в развитии жанра оперетты. «Павлинка» Ю.Семеняко – первый белорусский классический образец этого жанра. Сюжет комедии, основные персонажи, композиция оперетты.
Вклад в развитие жанра А.Мдивани, Е.Глебова, А.Смольского. «Нестерка» Г.Суруса – пример народной музыкальной комедии.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса