6. Александр Николаевич скрябин (1872 - 1915)
Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке - как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. "Поэма экстаза", состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в "Поэме экстаза" колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) - чтобы они... ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать... Иду сказать им, что горевать - не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."
Цитата о А.Н.Скрябине: "Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим". Г. В. Плеханов.
- 1. Михаил Иванович глинка (1804—1857)
- 2. Александр Порфирьевич бородин (1833—1887)
- 3. Модест Петрович мусоргский (1839—1881)
- 4. Пётр Ильич чайковский (1840—1893)
- 5. Николай Андреевич римский-корсаков (1844—1908)
- 6. Александр Николаевич скрябин (1872 - 1915)
- 7. Сергей Васильевич рахманинов (1873 - 1943)
- 8. Игорь Фёдорович стравинский (1882-1971)
- 9. Сергей Сергеевич прокофьев (1891—1953)
- 10. Дмитрий Дмитриевич шостакович (1906 - 1975)
- 7. Опера как универсальный жанр музыкального искусства. Опера в Италии. Оперные театры Франции, Германии. Оперетта. Современная опера. Мюзикл. Рок-опера. Выдающиеся оперные исполнители.
- 8. Балет. Истоки балета. Дивертисмент как предшественник балета. Становление балета во Франции в 17-18 вв. Русская балетная школа.
- 12. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки. Белорусские композиторы, исполнители и исполнительские коллективы.
- 13. Музыкальное искусство мира. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.