logo
Завещание поэта

Дирижерское воплощение

Наибольшую сложность в партитуре «Завещание поэта» представляет гибкая, подвижная динамика и агогика.

Увеличение или уменьшение силы звука должно моментально отражаться в жесте дирижёра увеличением или уменьшением его объёма и массы соответственно. Ускорение или замедление темпа – увеличением/уменьшением скорости движения. Допустимо также распрямление корпуса с небольшим отклонением назад для показа нарастания динамики. Но злоупотреблять движениями корпуса не рекомендуется. Чем быстрее скорость, тем меньше следует делать жест. В те моменты, когда подвижный темп сопровождается усилением динамики, плоскость тактирования необходимо перенести выше и образно изобразить силу. Такой приём будет уместен, например, в такте 17, risoluto. При передаче того или иного динамического оттенка не стоит забывать и об изменении плоскостей дирижирования. Громкость можно показать увеличением или уменьшением вертикали тактирования.

Другая трудность, которая возникает у исполнителя – это ферматы. В 6-м и 29-м такте ферматы завершают построение, после них нет движения, либо стоит пауза, поэтому их снятие не представляет особой сложности. Так же как и обычное снятие звука, оно выполняется с помощью предшествующего ауфтакта. Иначе дело обстоит с неснимаемыми ферматами в такте 18 и 21(см. примеры 3, 6, стр. 14, 17). В этих случаях дирижёрский жест снятия должен одновременно указать на продолжение исполнения.

Для того чтобы передать музыке более плавный характер и избежать пени дирижер может перейти на укрупненную единицу отсчета: с 12/8 на «четыре». С 14-го по 18-й такты из-за подвижности темпа дирижирование в обычной, соответствующей метру схеме может произвести впечатление суеты.

Желаемого прикрытого звука, особенно в местах высокой тесситурой, которая может спровоцировать крикливое, грубое пение, можно добиться объемной, круглой кистью с закругленными пальцами, передавая форму купола, свода.

Legato должно выполняться плавными движениями с мягкими «точками». Руки должны двигаться ровно, без толчков.

Важнейшее место среди выразительных средств дирижерского аппарата занимает мимика и взгляд дирижера. Волевой, прямой взгля поможет собрать внимание певцов перед началом исполнения, а также перед сменой темпа. Выразительным взглядом следует передать хору характер и своё отношение к исполняемому произведению, чтобы «заразившись» энергетикой, исходящей от дирижера, певцы захотели донести её до слушателей.