logo
Художественное своеобразие поэтического компонента современной альтернативной музыки (на материале песен Дельфина)

1 НАЧАЛО И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЛЬФИНА

В своей творческой деятельности Дельфин - настоящее имя Андрей Вячеславович Лысиков - успел выйти за рамки всех музыкальных субкультур, в которые его записывали, и стать едва ли не самым популярным русским артистом альтернативного жанра.

Началом творческого пути Андрея Лысикова было время, как принято говорить, «лихих» 1990-х. В те годы только зарождалась «уличная культура», которая с ранних лет привлекала Дельфина. Его музыкальная карьера «началась на Старом Арбате, который в конце 1980-х оккупировали торговцы матрешками и неформалы. Андрей тоже кое-что продавал и «заодно» танцевал модный брейк-данс. Милиция оберегала торговцев, имея с них неплохие проценты» [7]. Одному из этих стражей порядка Дельфин обязан своим прозвищем.

В 1991 году Андрей Вячеславович Лысиков присоединился к группе «Мальчишник», которая представляла собой протестный проект против всего того, что существовало до и во время творчества коллектива. Содержание песен: секс, ненависть, развлечения, нецензурная лексика. Вспоминая 1990-е годы, совсем не трудно понять, почему именно такое самовыражение выбрали молодые люди.

Распространенное мнение, что Дельфин вышел из «Мальчишника», ошибочно, хотя благодаря этой группе он приобрел известность. К этому трио Андрей присоединился, чтобы заработать денег и, судя по всему, повеселиться.

Первой же группой, в которой он участвовал, была группа «Дубовый Гаайъ». Этот коллектив появился в конце 1980-х, но не был популярен во многом потому, что не имел средств для своей «раскрутки». Первым более-менее серьезным музыкальным начинанием «Дубового Гаайя» следует считать работу на студии «Рекорд» (позднее переименованную в «Класс») в 1989-м году, где потаенным способом были записаны первые песни: «Сынок», «Дождь» и «Когда ты вернешься».

Результативными оказались 1991-93 гг., когда появилось финансирование и были записаны два песенных альбома «Дубового Гаайя»: «Stop killing dolphins» и «Синяя лирика № 2».

Первые и немногочисленные выступления коллектива были эпатажными и хулиганскими, что сближало его со скандальностью «Мальчишника», однако музыкальная и тематическая направленность была совершенно противоположной.

«Дубовый Гаайъ» - проект, который в начале 1990-х подавал надежды стать вторым «Кино» и который в момент своего стремительного расцвета внезапно исчез, а затем также внезапно возродился, но уже без участия Андрея Лысикова.

В 1996 году Дельфин покинул «Мальчишник» и начинал работу сразу над двумя различными по стилистике проектами.

Первый из них - «Мишины Дельфины», в котором Лысиков продолжил творчество, начатое в группе «Дубовый Гаайъ». В рамках проекта вышел только один альбом - «Игрушки» 1997 года.

А второй и ныне существующий сольный проект получил название Dolphin. В июне того же 1997 года Дельфин выпустил первую пластинку в рамках этого проекта под названием «Не в фокусе». Музыкант, по его словам, старался натолкнуть людей на мысль о превратностях жизни, связанной с наркотиками.

В этом же году появляется материал для нового альбома. Но издан он был только в 1999 году, так как выход его несколько раз откладывался. Этот альбом получил название «Глубина резкости». Тексты песен в основном касаются переживаний, волнующих людей - «Вера», «Надежда», «Любовь».

За стихи пластинок «Не в фокусе» и «Глубина резкости» Андрей Лысиков в 2000 году получил литературную премию «Триумф».

Следующим альбомом стал альбом «Плавники». Любопытно, что все песни этой пластинки были придуманы и записаны в течение двух недель - с 14 мая по 2 июня 1998. Но увидел свет этот альбом только в конце 2000 года.

Затем был выпущен принципиально новый, отличающийся от предыдущих по стилю звучания альбом «Ткани». Работа над ним занимала период с 2000 по 2001 годы.

Следующий диск «Звезда», вышедший в 2004 году, стал одним из самых коммерчески успешных, а потому и одним из самых известных.

И после трехлетнего перерыва в 2007 году вышла пластинка «Юность». Над этим альбомом Дельфин работал вместе с гитаристом Павлом Додоновым - полноправным и, скорее всего, уже неизменным участником коллектива, который практически полностью отвечал за создание музыки для этого альбома.

На данный момент готовиться новый звуковой проект «Туннель» (несколько композиций из него стали саундтреками к книге «Метро 2034» Дм. Глуховского). Это новаторская и ни на что не похожая работа.

Каждый альбом уникален по своему звучанию. Коллектив Dolphin использует различные музыкальные приемы, смешение стилей, проводит различные эксперименты, например, запись в помещении с акустикой. Поэтому невозможно отнести творчество Дельфина к какому-либо определенному музыкальному направлению.

Главным образом на музыкальные и поэтические предпочтения Лысикова повлияло время, в котором он формировался как самостоятельная творческая личность. 1980-90 годы - пора протестов, кризисов и эксцентричного самовыражения. Появился свободный доступ к зарубежной музыке. Становились популярными так называемые «тусовки». Стал доступнее широкий ассортимент психотропных веществ: началась «кислотная» революция.

Первое, на что стоит обратить внимание, это влияние музыкальной среды того времени. И, наверное, самое яркое событие в музыкальном мире - развитие рок-культуры. К этому времени уже определились основные рок-группы. Они имели огромное значение не только в области музыки. «В эпоху своего возникновения и развития рок-культура сыграла роль мировоззренческого и духовного стержня прежде всего для молодых творческих людей» [73]. Она являлась своеобразным откликом на сложившуюся ситуацию в стране, не только отображая настроения общества, но и имея воздействие на него. «Совокупность социальных (культурная и идеологическая ситуация в Советском Союзе) и антропологических причин (специфика молодежного мировосприятия) вместе с влиянием многочисленных литературных (направления романтизма, Серебряного века, современные художественные искания), мировоззренческих (например, субкультура хиппи), фольклорных (культура скоморошества, народная песенная культура) и других источников определили лицо русской рок-культуры». [73]

Творчество Андрея Лысикова по своему содержанию близко к русской рок-поэзии. Причиной этому является, возможно, непосредственное влияние рока на лирику Дельфина, а также аналогичное влияние одних литературных направлений.

Но если говорить о песнях Дельфина с точки зрения манеры исполнения, то его трудно отнести к рок-музыке. При этом связь между ними несомненно существует. Вот, что Андрей сам говорит в одном из интервью, отвечая на вопрос, считает ли он себя продолжателем традиций русского рока: «Я думаю, в том, что мы делаем, очень много русского. Во-первых, в силу чисто объективных причин, что я здесь родился и живу. Пусть многое из того, что присуще нашей жизни, мне не нравится, я все равно хочу быть непосредственным ее участником, ее частью. Если какой-нибудь иностранец услышит мою музыку и скажет, что она «очень русская», мне будет приятно. Но я не стал бы называть то, что я делаю, рок-музыкой. В моем представлении таким должен быть мейнстрим - то есть ровная и достаточно популярная музыка, которая должна быть понятна многим» [60].

То «русское», о чем сказал Дельфин, является временным контекстом и пространством, в котором протекает его творческая деятельность, а также это влияние многочисленных литературных направлений (романтизма, авангарда, экспрессионизма, творчества ОБЭРИУ, постмодернизма), нашедших отражение в культуре 1990-х.

Проследим за подобными влияниями в творчестве Дельфина. Сразу же стоит оговориться, что, как и у любого поэта, в лирике Андрея Лысикова прослеживаются этапы развития, становление личности поэта, эволюция тем, а потому на протяжении всего его творчества каждое течение проявлено в разной степени.

2 ПОЭЗИЯ ДЕЛЬФИНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ И НАПРАВЛЕНИЙ