Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
«Массовая культура» - особое понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХ века. Массовое музыкальное производство всё более обрушивается на современное юное поколение. Искусство всё более подчиняется законам рынка, где создание художественных произведений ориентировано на усреднённый тип потребителя-слушателя, узаконенные установки господствующей культуры. Коммерческий характер, зависимость от средств массовой коммуникации, тяготение к внешней эффективности, «приятности» подачи сочинения, к стандартизированности музыкального и поэтического языка.
Понятие поп-музыки как одной из разновидностей популярной музыки, возникшей в конце 50-х- начале 60-х годов. Субкультурные и контркультурные тенденции поп – музыки 60-х - 80-х годов: обращённость преимущественно к молодёжной аудитории, оппозиционная настроенность по отношению к официальной культуре; опора в своём бытовании на полупрофессиональные и непрофессиональные формы музицирования и т.д.
Демократические традиции шансона. Высокий художественный уровень поэтических текстов. Органичная связь поэзии и музыки. Характерный тип исполнителя шансон – актёр, автор слов и музыки. Направленность приёмов композиции и исполнения французских шансонье на максимально точное и яркое донесение до слушателя смыслового и эмоционального содержания текста. Выдающиеся мастера шансон.
Музыкальный материал:
Э.Пиаф. «Жизнь в розовом свете».
Ш. Азнавур. «Я люблю Париж в мае».
М.Матье. «Все дети поют со мной».
Происхождение термина «шлягер» (от нем. шлагкрафт – ударная сила). Шлягер – тип музыки, возникший в немецко- язычных странах во второй половине XIX века на основе австро-немецких оперетт и приобретший самостоятельное бытование. Шлягер как один из наиболее ранних и основных жанров современной популярно-развлекательной, коммерческой музыки. Спецификация шлягера: подчёркнутая танцевальность, ритмичность, запоминаемость мелодии, стандартизованность содержания, музыкального и поэтического текста, коммерческий характер, мобильная “реакция” на музыкальную моду. Шлягер как один из истоков и компонентов поп – музыки.
Музыкальный материал:
Дж.Кандер. Музыка из к/ф «Кабарэ».
А.Андерсон, Б.Альвеус. Песни из репертуара группы «АББА».
Значение термина «кантри». Понятие кантри как песенно-инструментальной евроамериканской культуры, сформировавшейся к началу XX века и представленной, главным образом, разновидностями англо-кельтского фольклора: английскими, шотландскими, ирландскими балладами, ковбойскими песнями и.т.д. Широкое распространение кантри после второй мировой войны благодаря развитию грамзаписи и радио. Коммерциализация жанра к 40-м годам и превращение во «вторичный» фольклор.
Рок-музыка. Истоки жанра. История развития. Рок-н-ролл, панк-рок, психоделический рок, арт-рок, хард-рок, глэм-рок ( глиттер-рок), хард-н-арт, пост-панк, поп-рок, хэви-металл, альтернативный рок, индастриал- рок, грандж.
Два типа употребления термина «рок»:
- в историческом смысле (с учётом истоков, специфики музыкального языка, стилистики, инструментария и.т.д) как музыки, ведущей своё происхождение от песенно- танцевальных жанров негритянского фольклора 20-х-30-х годов, ритм-энд-блюза, кантри-энд-вестерн и рок-н-ролла;
- в качестве товарного ярлыка разнообразной поп – музыкальной продукции (без относительно к её стилистике).
Контркультурные и субкультурные тенденции в современной рок-музыке: выражение новой ценностной ориентации молодёжи, подъём её гражданской активности (молодёжные выступления 60-х годов, создание международной организации «Рок в оппозиции» в середине 70-х годов, движение «Рок против расизма», «Рок против ракет» в конце 70-х – начале 80-х годов) и.т.д.
Музыка диско. Происхождение термина «диско». Музыка диско – разновидность развлекательной песенно-танцевальной музыки, сформировавшейся к началу 70-х годов. Отличительный особенности музыкального языка: специфическая мощная ритмика, пышные, эффектные аранжировки (преимущественное использование высоких солирующих голосов в сопровождении ритм-группы и струнных), преобладание стремительных темпов, способность ассимилировать различные стилевые элементы (соул, регги, джаза, шлягера и.т.д.) Стандартность тематически-образного содержания, коммерциализованность диско-музыки. Своеобразие форм бытования (диско -клубы, дискотеки).
Музыкальные традиции современной отечественной эстрадной песни. Её национальные разновидности, тематически – образное и жанровое многообразие. Профессиональная и самодеятельная формы бытования. Массовая и сольная эстрадная песня. Песни для театра, радио, кино, телевизионных спектаклей и фильмов. Песни для детей и юношества. Песни бардов. Проявление песенного начала в инструментальных эстрадных жанрах. Ориентация на различные традиции музыкального искусства (академической музыки, фольклора, джаза, популярной музыки). Творчество современных отечественных композиторов и поэтов в жанре эстрадной песни. Её ведущие исполнители. Классическая музыка в современной обработке.
Музыкальный материал: примеры на выбор преподавателя.
Итоговые занятия. Повторение пройденного материала. Подготовка к выпускному экзамену (3 часа).
- Эпоха Барокко: великие представители. Эстетические принципы. Жанры и формы.
- Классицизм: великие представители. Эстетические принципы. Жанры и формы.
- Эпоха романтизма: Основные эстетические принципы. Композиторы-романтики. Жанры и формы.
- Русский фольклор. Характерные черты. Жанры народных песен.
- Русская музыка до начала ХIХ века. Великие имена.
- ХХ век в отечественной музыкальной культуре.
- Образовательная программа по учебному предмету
- Структура программы учебного предмета
- 1.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебного предмета
- 3. Содержания учебного предмета. Первый год обучения.
- Тема 1. Вводное занятие. Музыка в жизни человека (1 час).
- Тема 2. Содержание музыкальных произведений (4 часа).
- Тема 3. Выразительные средства музыки (2 часа).
- Тема 4. Программно-изобразительная музыка (3 часа).
- Тема 5. Песни, марш и танец или с чего начинается музыка (7 часов).
- Тема 6. Оркестр (6 часов).
- Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
- Второй год обучения.
- Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).
- Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).
- Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).
- Тема 4. Йозеф Гайдн (5 часов).
- Тема 5. В. Моцарт (4 часа).
- Тема 6. Л. Бетховен (4 часа).
- Тема 7. Романтизм как художественное направление (1 час)
- Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).
- Тема 9. Ф. Шопен (3часа).
- Третий год обучения.
- Тема 10. Вводное занятие (1 час). Повторение пройденного материала.
- Тема 11. Роберт Шуман. Обзорно (1 час).
- Тема 12. Г.Берлиоз. Обзорно (1 час).
- Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).
- Тема 14. Итальянская опера первой половины XIX века. Обзорно(1 час).
- Тема 15. Рихард Вагнер. Обзорно. (1 час).
- Тема 16. Дж. Верди. Обзорно (1 час).
- Тема 17. Музыка Франции второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 18. Чешская музыкальная культура второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 19. Музыкальная культура Франции рубежа XIX-XX столетий. Обзорно (2 часа).
- Тема 23. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX-начала XX столетий. Обзорно (1 час).
- Тема 1. Народное искусство России (9 часов).
- Тема 2. Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века (3 часа).
- Тема 3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
- Четвёртый год обучения.
- Тема 5. Вводное занятие. Повторение пройденного материала (1 час).
- Тема 6. А.С.Даргомыжский (2 часа).
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- Тема 8. А.П.Бородин (4 часа).
- Тема 9. М.П.Мусоргский (6 часов).
- Тема 10. Н.А.Римский-Корсаков (6 часов).
- Тема 11. П.И.Чайковский (8 часов).
- Тема 12. Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века (1 час).
- Тема 13. А.К.Лядов. Обзорно (1 час).
- Пятый год обучения
- Тема 14. А.К.Глазунов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 15. С.И.Танеев. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 16. А.Н.Скрябин. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 17. С.В.Рахманинов. Обзорно (3 часа).
- Тема 18. М.К.Чюрлёнис. Обзорно (1,5часа).
- Тема 19. И.Ф.Стравинский (3 часа).
- Тема 20. Отечественная музыкальная культура после 1917 года (4,5 часа).
- Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).
- Тема 22. Д.Д.Шостакович (4,5 часа).
- Тема 23. А.И.Хачатурян. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 24. Г.В.Свиридов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 25. Музыкальная культура России 1950-х – 2000-х годов (1,5 часа).
- Тема 26. Творчество композиторов а.Шнитке, э.Денисова, с.Губайдулиной. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 27. Творчество композиторов с.Слонимского, б.Тищенко,в.Гаврилина. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 1. Музыкальная культура Западной Европы и сша первой половины хх века (3 часа).
- Тема 2. Музыкальная культура Европы и сша второй половины хх века (1,5 часа).
- Тема 3. Джаз. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
- Шестой (дополнительный) год обучения.
- Тема 1. Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры (6 часов).
- Тема 2. Музыка в театре. Балет (3 часа).
- Тема 3. Музыка в театре. Опера (4,5 часа).
- Тема 4. Музыка в театре. Оперетта. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 5. Музыка в драматическом театре. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 6. Мюзикл (1,5 часа).
- Тема 7. Жанр и стиль в музыке (4,5 часа).
- Тема 8. Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 9. Русское богослужебное пение. Обзорно (3 часа).
- Тема 10. Барокко (3 часа).
- Тема 11. Классицизм (3 часа).
- Тема 12. Романтизм (3 часа).
- Тема 13. Импрессионизм (1,5 часа).
- Тема 14. Новейшие течения музыки хх века (1,5 часа).
- Тема 15. Отечественная музыка (3 часа).
- Тема 16. Музыкальная жизнь России на современном этапе (1,5 часа).
- Тема 17. Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа (3 часа).
- 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
- 5. Формы и виды контроля, система оценок.
- 6. Методическое обеспечение учебного процесса
- 7. Список литературы и средств обучения
- 4.4 Интернет ресурсы.