logo
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).

«Массовая культура» - особое понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХ века. Массовое музыкальное производство всё более обрушивается на современное юное поколение. Искусство всё более подчиняется законам рынка, где создание художественных произведений ориентировано на усреднённый тип потребителя-слушателя, узаконенные установки господствующей культуры. Коммерческий характер, зависимость от средств массовой коммуникации, тяготение к внешней эффективности, «приятности» подачи сочинения, к стандартизированности музыкального и поэтического языка.

Понятие поп-музыки как одной из разновидностей популярной музыки, возникшей в конце 50-х- начале 60-х годов. Субкультурные и контркультурные тенденции поп – музыки 60-х - 80-х годов: обращённость преимущественно к молодёжной аудитории, оппозиционная настроенность по отношению к официальной культуре; опора в своём бытовании на полупрофессиональные и непрофессиональные формы музицирования и т.д.

Демократические традиции шансона. Высокий художественный уровень поэтических текстов. Органичная связь поэзии и музыки. Характерный тип исполнителя шансон – актёр, автор слов и музыки. Направленность приёмов композиции и исполнения французских шансонье на максимально точное и яркое донесение до слушателя смыслового и эмоционального содержания текста. Выдающиеся мастера шансон.

Музыкальный материал:

  1. Э.Пиаф. «Жизнь в розовом свете».

  2. Ш. Азнавур. «Я люблю Париж в мае».

  3. М.Матье. «Все дети поют со мной».

Происхождение термина «шлягер» (от нем. шлагкрафт – ударная сила). Шлягер – тип музыки, возникший в немецко- язычных странах во второй половине XIX века на основе австро-немецких оперетт и приобретший самостоятельное бытование. Шлягер как один из наиболее ранних и основных жанров современной популярно-развлекательной, коммерческой музыки. Спецификация шлягера: подчёркнутая танцевальность, ритмичность, запоминаемость мелодии, стандартизованность содержания, музыкального и поэтического текста, коммерческий характер, мобильная “реакция” на музыкальную моду. Шлягер как один из истоков и компонентов поп – музыки.

Музыкальный материал:

  1. Дж.Кандер. Музыка из к/ф «Кабарэ».

  1. А.Андерсон, Б.Альвеус. Песни из репертуара группы «АББА».

Значение термина «кантри». Понятие кантри как песенно-инструментальной евроамериканской культуры, сформировавшейся к началу XX века и представленной, главным образом, разновидностями англо-кельтского фольклора: английскими, шотландскими, ирландскими балладами, ковбойскими песнями и.т.д. Широкое распространение кантри после второй мировой войны благодаря развитию грамзаписи и радио. Коммерциализация жанра к 40-м годам и превращение во «вторичный» фольклор.

Рок-музыка. Истоки жанра. История развития. Рок-н-ролл, панк-рок, психоделический рок, арт-рок, хард-рок, глэм-рок ( глиттер-рок), хард-н-арт, пост-панк, поп-рок, хэви-металл, альтернативный рок, индастриал- рок, грандж.

Два типа употребления термина «рок»:

- в историческом смысле (с учётом истоков, специфики музыкального языка, стилистики, инструментария и.т.д) как музыки, ведущей своё происхождение от песенно- танцевальных жанров негритянского фольклора 20-х-30-х годов, ритм-энд-блюза, кантри-энд-вестерн и рок-н-ролла;

- в качестве товарного ярлыка разнообразной поп – музыкальной продукции (без относительно к её стилистике).

Контркультурные и субкультурные тенденции в современной рок-музыке: выражение новой ценностной ориентации молодёжи, подъём её гражданской активности (молодёжные выступления 60-х годов, создание международной организации «Рок в оппозиции» в середине 70-х годов, движение «Рок против расизма», «Рок против ракет» в конце 70-х – начале 80-х годов) и.т.д.

Музыка диско. Происхождение термина «диско». Музыка диско – разновидность развлекательной песенно-танцевальной музыки, сформировавшейся к началу 70-х годов. Отличительный особенности музыкального языка: специфическая мощная ритмика, пышные, эффектные аранжировки (преимущественное использование высоких солирующих голосов в сопровождении ритм-группы и струнных), преобладание стремительных темпов, способность ассимилировать различные стилевые элементы (соул, регги, джаза, шлягера и.т.д.) Стандартность тематически-образного содержания, коммерциализованность диско-музыки. Своеобразие форм бытования (диско -клубы, дискотеки).

Музыкальные традиции современной отечественной эстрадной песни. Её национальные разновидности, тематически – образное и жанровое многообразие. Профессиональная и самодеятельная формы бытования. Массовая и сольная эстрадная песня. Песни для театра, радио, кино, телевизионных спектаклей и фильмов. Песни для детей и юношества. Песни бардов. Проявление песенного начала в инструментальных эстрадных жанрах. Ориентация на различные традиции музыкального искусства (академической музыки, фольклора, джаза, популярной музыки). Творчество современных отечественных композиторов и поэтов в жанре эстрадной песни. Её ведущие исполнители. Классическая музыка в современной обработке.

Музыкальный материал: примеры на выбор преподавателя.

Итоговые занятия. Повторение пройденного материала. Подготовка к выпускному экзамену (3 часа).

- Эпоха Барокко: великие представители. Эстетические принципы. Жанры и формы.

- Классицизм: великие представители. Эстетические принципы. Жанры и формы.

- Эпоха романтизма: Основные эстетические принципы. Композиторы-романтики. Жанры и формы.

- Русский фольклор. Характерные черты. Жанры народных песен.

- Русская музыка до начала ХIХ века. Великие имена.

- ХХ век в отечественной музыкальной культуре.