logo
Воплощение хорального текста в творчестве И.С. Баха

ВЫВОДЫ

Одним из самых выдающихся деятелей эпохи Барокко является фигура И.С. Баха. Наследие И.С. Баха включает сочинения для солистов, хора, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Продолжая традиции, Бах использовал полифонию, как основное выразительное средство, но самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу. Основная структурная композиция у И.С. Баха - это симметрично концентрическая форма.

Одной из самых весомых областей в творчестве композитора является область вокальной музыки. Бах затронул все жанры, пожалуй, кроме оперы: мессу, ораторию, мотет, хорал, пассион, магнификат. Как видим, все эти произведения по преимуществу духовные, они были частью богослужений. Композитор выступил новатором во всех перечисленных жанрах. В кантате И.С. Бах более широко, чем предшественники подошел к ее содержанию, обогатил круг выразительных средств. В мотетах Баха исследователи отмечают мастерство контрапунктического мастерства, красочность и богатство «вертикали». И.С. Бах довел искусство обработки хоралов до высочайшего совершенства. Хорал является образно-содержательным стрежнем многих духовных сочинений композитора. Изучение хоральных композиций расширяет наши представления о творческом процессе великого композитора. Достигнув вершин в творчестве И.С.Баха, хорал как жанр прочно укоренился в музыкальной культуре. Влияя почти на все жанры профессионального искусства, хорал предопределил важную сторону музыкального стиля барокко.

Как мы видим, в творчестве И.С. Баха хорал обрел свои жанровые особенности. Известно, что хорал в своих истоках восходит к народной песне. Композитор помещает мелодию в верхний голос сопрано. Оригинальные темы композитора более сложны и изысканы, чем хоральные напевы, взятые Бахом из церковного обихода. Следует отметить отсутствие указаний темпа и динамики у композитора. Аккордово-гармонический склад в своей основе полифоничен. Характерной особенностью баховской хоральной фактуры является туттийная звучность. Используется композитором также силлабический принцип вокализации текста, при котором на один слог приходится один звук. Важным является использование И.С. Бахом излюбленной формы - двухчастной концентрической.

При подробном анализе хорала «Heilig, heilig, heilig» мы проследили особенности воплощения текста, формы, средств музыкальной выразительности и пришли к таким выводам:

В хорале И.С. Бах использует двухчастную форму - излюбленную форму композитора. При этом композитор изменяет первоначальную структуру хорального текста с трехчастной на двухчастную уже в музыкальном воплощении;

Фактура хорала аккордовая с элементами полифонии, что тоже очень типично для И.С. Баха. Более того, композитор насыщает сопровождающие cantus firmus голоса выразительными мелодическими линиями, что вносит элементы полифоничности в музыкальную ткань хорала. В ритмическом отношении эти голоса также более свободны - бас свободно «шагает» восьмыми, аль и тенор движутся ритмически разнообразно;

Тональный план хорала типичен для двухчастной формы, выбранной композитором. 1 часть модулирует в тональность доминанты, вторая - возвращается в основную тональность.

Мелодию композитор разделяет на строфы, об окончании которых свидетельствует фермата;

Как и во многих хоралах И.С. Баха, в хорале «Heilig, heilig, heilig» отсутствуют точные указания темпа и динамики;

Нельзя не указать на тонкость воплощения композитором стихотворного текста хорала в музыке. Торжественные молитвенные слова, прославляющие Бога, нашли отображение в строгой форме, изысканной для эпохи Барокко гармонизации хорала, в прозрачной и ясной музыкальной ткани фактуры. Все эти факторы служат для создания светлого, торжественного образа.

Результат работы можно применить в курсе «Музыка», «Искусство». Ценными выводы работы стали б при изучении особенностей духовной музыки Барокко, при знакомстве с творчеством И.С. Баха.

Нами предложено не только включение результатов работы в программу «Музыка» и «Искусство», а и дополнительные уроки, способствующие развитию межпредметных связей, организации внеклассной работы учеников.

Список использованной литературы

1. Гивенталь И., Щукина А. Музыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. Г.Ф. Гендель, Й.С. Бах. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1986. - 444 с.

2. Груббер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. I. - М.: 1986. - 416 с.

3. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Музыка, 1982. - 383 с.

4. Коловский О.П. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие. - Л.: Музыка, 1988. - 352 с.

5. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 г. Книга II от Баха к Моцарту. - М., 1987. - 472 с.

6. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие - 3-е изд. - М.: Музыка, 1986. - 528 с.

7. Милка А.П., Шабалина Т.В. Занимательная бахиана (выпуск 2): О знаменитых эпизодах из жизни Иоганна Себастьяна Баха и некоторых занятных недоразумениях. - 2-е изд., - СПб.: «Композитор», 2001. - 304 с.

8. Музика 5-8 класи / Укладач Фільц Б.М., Бєлова І.М. - К.: "Перун", 1996. - 104 с.

9. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. т.6. - М.: Сов. энц., 1982. - 1008 с.

10. Попова Т. Музыкальные жанры и формы. - М.: Музыка, 1954. - 384 с.

11. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1. - М.: «Музыка», 1978. - 544 с.

12. Русская книга о Бахе: Сб. статей Сост. В.В. Протопопов. - М.: Музыка, 1985. - 365 с.

13. Світова художня культура / укладач А.М. Масол // Мистецтво та освіта, 2005 - №3 - С. 13-24.

14. Форкель И.И. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха / Пер. с нем. В.А. Ерохина. - М.: Музыка, 1987. - 111 с.

15. Холопова В.И. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., - СПб.: «Лось», 2001. - 496 с.

16. Хубов Г. Себастьян Бах. - М.: «Музыка», 1953. - 159 с.

17. Художня культура світу: Європейський регіон: Навчальний посібник/ Н.Є. Миропольська, Е.В. Бєлкіна, Л.М. Масол, О.Ї. Оніщенко. - К.: Вища школа, 2001. - 191 с.

18. Швейцер А. Йоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965. - 724 с.

19. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. - 3 изд., - К.: Муз. Украина, 1988. - 263 с.