2.1 Музыкальный язык хоралов
Из словаря музыкальных терминов нам известны такие трактовки этого понятия:
Хоровое песнопение на религиозный текст; одноосное (унисонное) в католической церкви и многоосное - в протестантской. Мелодии хорала отличаются приподнятым характером звучания и малоподвижным ритмом.
Аккордовое изложение равномерными длительностями в медленном движении.
Пьеса аккордово-гармонического склада, написанная равномерными длительностями в спокойном движении.
В музыкальной энциклопедии дается такая трактовка термина хорала.
ХОРАЛ (нем. - Choral, позднелатинский - cantus choralis - хоровое песнопение) - общее название традиционных одноголосных песнопений западно-христианской церкви (иногда также их многоголосных обработок). В отличие от разного рода духовных песен, хорал исполняется в церкви и является важной составной частью богослужения, что определяет эстетических качества хорала.
Различают два основных типа хорала:
- григорианский оформившийся в первые века существования католической;
- протестантский хорал, разработанный в эпоху Реформации.
При обработке хоралов Бах исходил не только из специфических музыкальных особенностей мелодии, но и из поэтического смысла слов. Именно он в первую очередь определял выбор музыкально-выразительных средств. Известно свидетельство ученика Баха о том, что и сам композитор считал необходимым такое исполнение хоралов, которое сообразовалось бы с «аффектом слов».
Характерна для хоралов расчлененность фраз, создаваемая ферматами. Следует иметь ввиду, что трактовка баховских фермат в хоралах имеет тонкую дифференциацию. Так, ферматы, обозначающие концы фраз, часто говорят не об увеличении длительность, а как бы заменяют цезуры. Но коротких же длительностях в концах фраз - задержка бывает необходимой. Все определяется логикой развертывания самой музыки.
Обозначения темпа и динамики у Баха отсутствуют.
Аккордово-гармонический в своей основе склад хоралов в то же время отчетливо полифоничен.
Интересны ритмические особенности хоралов. Следует иметь ввиду характерную закономерность, связанную с ритмической организацией в баховских хоральных гармониях: чем мельче ритмическое деление, тем плавне течение голосов. Четверти, опираясь на ритмический остов такта, свободно маневрируют от аккорда к аккорду, не взирая на отделяющие их расстояния. Восьмым свойственно движение по секундам и терциям. Только бас остается в этом отношении более свободным. Шестнадцатые же всецело связаны плавным движением по секундам, заполняя образующийся между восьмыми незначительный промежуток в терцию.
Следует указать на характерную особенность фактуры хоралов: в них от начала до конца почти сохраняется туттийная звучность, что не приводит однако к фактурному однообразию благодаря исключительно прихотливой жизни внутренней хорового многоголосия. Это весьма неоднородно трактуемое четырехголосное изложение с активно и деффиринцировано развивающимися хоровыми голосами. Исследователи утверждают, что баховская гармонизация хорала обнаруживает неповторимое мастерство простого, но выразительного письма, где каждый голос обладает собственной рельефной мелодической линией, а целой служит совершенной передачи традиционных мелодий и текста.
Достигнув определенных высот в творчестве И.С. Баха, хорал в практике композитора обрел свои особенности:
- перевод языка хорала на немецкий язык послужил возрастанию популярности хорала в церковном обиходе;
- опора на народно-песенной мелодику неизмеримо усилила эмоционально-личностный момент в хорала;
- силлабический принцип организации, при котором на один слог приходится один звук, в условиях преобладания стихотворных текстов определил регулярность метра и расчленённость фразировки хорала;
- хорал имел простое четырехголосное аккордовое оформление. Но хотелось бы отметить, что в творчестве Баха этот жанр впитал и опыт полифонической обработки.
2.2 Музыкальный анализ хорала И.С.Баха «Heilig, heilig, heilig»
Текст хорала «Heilig, heilig, heilig» И.С.Баха служит прославлению Бога, воспеванию мира, который Он создал.
Поэтическая структура хорала - деление на нерифмованные строфы. Строфы составляют хоральный текст, образовывая трехчастный цикл, где вторая и третья часть имеют одинаковое окончание - Hosianna in der Hohe!
1 часть текста: Heilig, heilig, heilig bist du Herr Gott Zebaoth!
2 часть: Alle Lande Sind seiner Ehre voll Hosianna in der Hohe!
3 часть: Gelobt sei der da kommt im Namen des Herrn. Hosianna in der Hohe!
Второй куплет хорала дается в латинском переводе. Это указывает на давнее происхождение хорального текста, на католические истоки этого хорала.
Sanctus, sanctus, Sanctus! Dominus Deus Sabaoth!
Pleni sunt coeli Gloria tua. Osanna in excesis.
Benedictus, Qui venit In nominee Domini. Osanna in excelsis!
В процессе работы над анализом хорала мы обнаружили, что и православная церковь использует эту молитву. В переводе текст хорала звучит приблизительно так:
Свят,Свят,Свят Господь Саваоф.
Исполнь небо и земля славы Твоея. О, Санна Ввышних!
Благословен грядый во Имя Господне. О, Санна Ввышних!
Хорал написан в светлом, торжественном характере. Идея хорала - прославление Бога, как источника дающего жизнь всему живому на Земле! Нам стало известно, что именно эти слова поются хором в храме, как благодарственная молитва. Хотя указаний темпа и динамики композитор не дает (как и во многих хоралах), это произведения следует исполнять в неспешном темпе с умеренной динамикой.
Структура. За образец анализа структуры хорала мы взяли пример из книги В. Холоповой «Формы музыкальных произведений». Если в текстовом варианте выделялось явно три части, то И.С. Бах в композиционном плане делит произведение две части.
А |
А1 |
|
8 т. |
9 т. |
|
5 строф Heilig, heilig, heilig bist du Herr Gott Zebaoth! Alle Lande Sind seiner Ehre voll |
5 строф Hosianna in der Hohe! Gelobt sei der da kommt im Namen des Herrn. Hosianna in der Hohe! |
|
Т (Фа мажор) -----------------Д (До мажор) ---------------------------Т (Фа мажор) |
Отчетливо видно тональный план хорала. Первая часть модулирует в тональность доминанты, вторая часть возвращается в основную тональность. Тональный план хорала меняется почти в каждой строфе, как бы кочуя из основной тональности в тональность доминанты (до мажор) и обратно, в основную тональность (фа мажор). Обе мажорные, светлые, твердые по окраске.
Если углубиться в анализ отклонений, сделанный композитором, то мы видим, что в первой части Бах чаще переходит от тональности тоники к доминанте и наоборот. Так, уже во второй строфе мы оказываемся в тональности доминанты (до мажор). В третьей строфе основная тональность (фа мажор) возвращается. Четвертая строфа - это переходный этап, чтобы вернуться с тональность доминанты в пятой строфе, заключающей первую часть хорала. Вторая часть более тонально устойчива. Композитор придерживается тональной сферы основной тональности, один раз не на долгое время отклонивший в тональность до мажор. Зато во второй части И.С. Бах щедро использует прерванные кадансовые обороты с участием VI ступени в в седьмой и восьмой строфе. 10 строфа полностью закрепляет основной тональность - фа мажор.
Гармонический язык хорала - светлый, ясный. Как уже упоминалось, силлабический принцип организации текста делает возможным использование аккорда на каждом слоге. И.С.Бах, наградив средние голоса собственными мелодическими линиями, насытил фактуру хорала септаккордами, неаккордовыми звуками, задержаниями, секвенционными оборотами, предъемами. Среди гармонических созвучий широко используются тоническое трезвучие и секстаккорд, аккорды доминантовой группы, трезвучие, секстаккорд и квинтсекстаккорд на II ступени, трезвучие VI ступени, аккорды двойной доминанты. Более подробный гармонический анализ мы провели в нотном приложении. Мы видим, что ладово-гармонические особенности хорала способствуют цельности музыкального развития произведения, плавному переходу между тональностями, гармонической изысканности, созданию спокойного и сдержанного характера.
Фактура хорала имеет аккордовый четырехголосный склад. Но мелодическая разработка каждого хорового голоса в отдельности говорит об элементах полифонии. Итак, фактура данного произведения имеет аккордовый склад с элементами полифонии, что очень типично для творчества И.С. Баха.
Мелодия хорала и ее ритм. Хоральный напев представляет собой последовательность небольших, сравнительно законченных музыкальных построений.
В первой и второй части хорала эти построения завершаются кадансом. Фразы мелодии устремлены то к верхним, то к нижним устойчивым звукам. Носят они спокойный торжественный характер. Бах делит хоральный напев на 10 строф. Об этом свидетельствуют ферматы, которые показывают границы строф.
1 часть:
1. строфа - движение от квинты к приме плавным заполнением;
2 строфа - остановка на доминанте (V ст.);
3 строфа - мелодия снова движется от вершины - от тоники к доминанте;
4 строфа - движение мелодии от доминаты к терцовому тону;
5 строфа - каданс к доминанте. Движение от 2 ступени к доминанте из-за такта;
2 часть.
6 строфа - повторяет с вариациями 1 строфу. Мелодия осуществляет движение от доминанты к тонике, только более дольше плавнее, чем в 1 строфе;
7 строфа - от 3 ступени к тонике (в гармонии звучит прерванный каданс), использован затакт;
8 строфа - снова остановка на доминанте с сочетании с затактовым ходом;
9 строфа - мелодия постепенно шагает от тоники к доминанте из-за такта;
10 строфа - заключительный каданс движение мелодии от доминанты тонике очень плавно, постепенно.
бах творчество музыка хорал
В ритмической организации в мелодии преобладает силлабический тип распева - на каждый слог.
Ритм мелодии хорала - плавный, ровный, выраженный в основном четвертными и половинными длительностями.
Встречается предъём, движение восьмыми. Начало мелодических фраз приходиться на сильную или относительно сильную долю, так же как и окончание. Три строфы (седьмая, восьмая, девятая) начинаются из-за такта. Как мы видим, мелодия хорала двигается плавно - от устойчивых ступеней лада к устойчивым, от неустойчивых, к устойчивым с плавным заполнением в движении крупными длительностями в ровном ритме, без изменений от начала и до конца произведения.
Голоса, которыми окружает И.С. Бах основной напев в сопрано - полифоничны. Альт, тенор и бас насыщены распевами, опеваниями, задержаниями. Ритмически, эти голоса более подвижны, чем основная мелодия хорала. Встречаются здесь и движения восьмушками, четвертная с точкой и восьмушка, залигованные нотки, восьмушка и две шестнадцатые. Басовый голос то плавно течет восьмыми, то шагает четвертными в заключительных кадансовых построениях. Именно в басу есть широкие ходы на интервалы октаву, квинту. Конечно же такие заключительные построения придают окончаниям фраз хорала особой торжественности, а движение восьмыми - стремление, движение вперед!
- ВВЕДЕНИЕ
- Раздел 1. Жанр хорала в творчестве И.С. Баха
- 1.1 Характеристика вокального творчества композитора
- 1.2 Влияние хорала на вокальные и инструментальные жанры баховской музыки
- Раздел 2. Жанрово-стилевые особенности хоралов И.С. Баха
- 2.1 Музыкальный язык хоралов
- 2.3 Методические рекомендации к использованию материала курсовой работы.
- ВЫВОДЫ
- 4.4. Вариации и хоральные обработки
- 3. Органное творчество Баха.
- Вокально-хоровое творчество баха (мессы, пассионы, кантаты).
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 30.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- Творчество баха
- Г.Ф. Гендель и и.С. Бах