logo
"Литургия святого Иоанна Златоуста" в творчестве С.В. Рахманинова

2.1 История создания

В. Брянцева в своей книге о С.В. Рахманинове так пишет о его "Литургии": "Законоучитель школы, где я работала - вспоминала двоюродная сестра Сергея Васильевича, А.А. Трубникова, - после исполнения "Литургии" отозвался так: "Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная". [1. C.412]

Из вышесказанной цитаты следует, что Сергей Васильевич достиг концертности, театральности, масштабности в творческом оформлении знаменного распева. Здесь сказывается прежде всего влияние П.И. Чайковского, который первый гармонизовал "Литургию" как самостоятельный хоровой вокальный цикл, исполняющийся прежде всего на крупной сцене огромным коллективом. Но в то же время нельзя сказать, что С.В. Рахманинов полностью следовал за П.И. Чайковским. Мастер мыслил ещё глубже, так как его фактура содержит множество пластов, что характерно для всей музыки композитора, и в этом С.В. Рахманинов не изменяет себе. Здесь сказывается влияние А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, которые были сходны с Сергеем Васильевичем в своём оперном, ораториальном мышлении.

Древнерусский характер, дух старины воссоздаётся через особый набор выразительных средств и приёмов, создающих колорит архаики. Опираясь на древнецерковную монодию, С.В. Рахманинов облекает её во всё многообразие красок, возникающих из палитры жанровых и стилевых особенностей.

Известно, что воплощая свой замысел, С.В. Рахманинов внимательно изучил жанр литургии, ее гимнографические тексты, строение и ход церковного действа. Он обращался к А.Д. Кастальскому как к специалисту в культовой сфере. В отличие от предшественников, он ввёл в своё произведение почти полный текст "Литургии св. Иоанна Златоуста", восстановил ектиньи (великую, сугубую, просительную и малую). Все это говорит о стремлении автора услышать "Литургию" в храмовом богослужении.

Несмотря на то, что С.В. Рахманинов задумывал "Литургию" для исполнения в церкви, она получилась монументальным, самостоятельным, рассчитанным на высокопрофессиональное исполнение концертным произведением. Впервые она прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижёра Н. М Данилина. Как художественное произведение "Литургия" С.В. Рахманинова нашла широкий и тёплый отклик. В дореволюционной России она звучала в концертном исполнении. В советское время её исполнение было возрождено лишь в 80-е годы и тоже на концертной эстраде.

Теперь следует перейти к более подробному музыкально-теоретическому анализу "Литургии".