logo
"Литургия святого Иоанна Златоуста" в творчестве С.В. Рахманинова

Заключение

Подводя итог данной работе, следует отметить, что духовная музыка в ХХI веке - это актуальное явление в современной цивилизации и все произведения, которые были запрещены в ХХ веке, подвергаются сейчас глубокому изучению. Исключением, конечно, не является и духовная музыка Сергея Васильевича Рахманинова.

Цель исследования, которая заключалась в изучении духовной музыки С.В. Рахманинова на примере его "Литургии", была достигнута. В ходе исследования были решены следующие задачи: изучена история создания "Литургии" С.В. Рахманинова, а также проанализированы её структура и содержание. Также были изучены особенности духовной музыки С.В. Рахманинова, его интерпретирование знаменного распева в "Литургии".

Хоровые произведения композитора - ценнейший вклад в русскую музыку древнейшей профессиональной традиции - придали духовно - хоровому творчеству композиторов рубежа веков (в его лучших образцах) значение органической части отечественной музыкальной классики. Хоровое наследие a cappella П.И. Чайковского, А.Д. Кастальского, А.К. Лядова, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова и С.В. Рахманинова служило упрочению национальных основ русской художественной культуры во второй половине прошлого и в начале нового столетия. Историческая весомость достигнутого обнаруживается в отражениях древнерусской образности и стилистики в русской музыке последующих десятилетий вплоть до нашего времени. При этом уже в сфере светского, а не духовного искусства. Рахманиновская древнерусская интонационность и колокольность прослушиваются в "Симфонии псалмов" И.Ф. Стравинского, в произведениях Н.Я. Мясковского и С.С. Прокофьева, у Г.В. Свиридова, в творчестве Н. Сидельникова, В. Гаврилина.

Хоровые произведения a cappella, относящиеся к области культового искусства, не занимают видного места в творчестве русских композиторов-классиков. Под таким углом зрения до сравнительно недавнего времени рассматривалась и духовная музыка С.В. Рахманинова. Между тем эта часть наследия композитора связана с историческими глубинными пластами русской музыкальной культуры. Древние обиходные напевы, сплетаясь с выразительными приёмами и средствами современного музыкального искусства, образуют целостную музыкальную ткань произведения, в которой древний напев не только рельефно выделяется, но выявляет, проясняет мелодическое, интонационное богатство и красоту первоисточника. Вместе с тем, автор раскрывает стилистическое своеобразие, заложенное в первоисточнике, обогащает эпическую основу древнего распева подлинным симфонизмом, оперным богатством образов и напряжённостью драматургического развития.

В творчестве же С.В. Рахманинова духовная музыка играла немаловажную роль. "Литургия святого Иоанна Златоуста" С.В. Рахманинова - это произведение, которое будет актуально в музыкальном искусстве во все времена.

Список используемой литературы

1. Алексеев А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность - М.: Музгиз, 1954.

2. Асафьев Б.В. С.В. Рахманинов, [М.], 1945.

3. Брянцева В. С.В. Рахманинов. М., 1976

4. Кандинский А. "Всенощное бдение" Рахманинова и русское искусство рубежа веков" в нотном сборнике

5. Кандинский А. Литургия Иоанна Златоуста Рахманинова. Музыкальная академия - 1993№3 - с.148-156

6. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973

7. Паисов Ю. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.2. М., 2004

8. Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции. - Ростов - на-Дону: РГК, 1994

9. Рахманинов С.В. Сборник статей и материалов под редакцией Т.Э. Цытович. Музгиз. Москва, 1947, Ленинград

10. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М., 2005

11. Скафтымова Л.А. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. Л.А. Скафтымова. - СПб. Изд-во Политехн. ун-та, 2009