logo
Историческая музыка как часть материальной культуры в обществе

1.2. История становления музыки в театрализованных представлениях

«Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально - нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления» [12, с. 4].

В действа широко включалась музыка. Любое театрализованное представление - синтетическое. Работая над ним, режиссер имеет дело со многими компонентами, пользуется разнообразными выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. Одним из главных компонентов, а точнее, самым важным выразительным средством является музыка.

Музыка, как один из видов искусства, подобно живописи, театру, поэзии, является художественным отражением жизни. Или как уточняет М.С. Каган, «музыка - способ познания человеческого духа» [3, с. 56] , что сближает его «определение музыки» с «определением театра», данного К.С. Станиславским. В сценическом воплощении театрализованного представления эмоциональная выразительность музыки открывает перед режиссером широкие возможности. Благодаря эмоциональной наполненности, музыка не только заменяет психологическое обоснование поведения героя, но сама становится сценическим образом, действующим лицом, выразителем идеи, темы.

Каждое искусство говорит на своем языке. Современное музыкальное искусство многообразно: оно включает в себя различные музыкальные жанры, индивидуальные, национальные и исторические стили, музыкальный язык.

В современном сценическом представлении музыка занимает все большее место, становясь важнейшим средством образного выражения конфликта, сверхзадачи, сквозного действия.

Музыкальный материал, создаваемый для представления, менее всего должен быть иллюстрированным; он должен не сопровождать тот или иной эпизод, а дополнять, раскрывать его смысл. В то же время музыка может нести совершенно самостоятельные функции. Музыка - это действие. Раскрыть музыкальную драматургию - это раскрыть действие, звучащее в музыке, смысл ее и борьбу противоположностей, в ней заключенную. Услышать в музыке действие, перевести его в действие сценическое - задача режиссера. Тогда музыка в будущем представлении станет не только фоном или иллюстрацией, а превратиться в динамический компонент, несущей важную драматургическую функцию.

Музыкальная культура является результатом развития, воспитания и обучения. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и в широком смысле эстетической культуры - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Музыкальная культура - понятие широкое. С одной стороны, это эрудиция в области музыкального творчества, знание музыкальных жанров, форм, стилей, произведений композиторов прошлого и настоящего. С другой - это хороший музыкальный вкус, слух, уровень развития хороших психофизических качеств. Человек с развитой музыкальной культурой слышит в музыке гораздо больше, чем человек, музыкально не подготовленный. Важным средством развития способности воспринимать музыку, ее образное содержание является систематическое слушание.

Восприятие (слушание) музыки - один из наиболее развивающих и в то же время сложных видов музыкальной деятельности. В нем приобретается самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, умение слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Говоря о психофизических качествах, определяющих уровень музыкальной культуры, необходимо назвать музыкальность и ритмичность. Главным признаком музыкальности следует считать способность воспринимать музыку, видя в ней определенное содержание.

Музыкально - ритмическое чувство - это способность активно переживать, отражать в движении ритмическую сторону музыки и в следствие этого тоньше чувствовать ее эмоциональную выразительность.

Драматургические функции музыки:

Музыкальная драматургия образуется как результат столкновения различных музыкальных характеристик и их развития. Решая вопросы музыкального оформления режиссер возлагает на музыку самые разнообразные драматургические задачи, использует различные её возможности. Музыка, введение которой всегда оправданно ситуацией, присутствующая в том или ином эпизоде, действующая на актеров слышащих и реагирующих на неё называется сюжетной. Сюжетная музыка - это главным образом музыка, звучащая в повседневной жизни персонажей, являясь органической принадлежностью быта, социальной среды она существенно помогает воссозданию черт конкретно-исторической обстановки. Музыка может отражать исторический ход событий, течение времени, действие за пределами сценической площадки.

Сюжетно не мотивированную музыку называют - условной. Актеры на неё не реагируют и как бы не слышат её, но она активно воздействует на зрительское восприятие, обладая более полной свободой и самостоятельностью.

Условная музыка (в отличие от сюжетной) не связанна с исполнительскими данными действующих лиц. Драматургические возможности условной музыки широки хотя введение её в сценическое действо достаточно трудно, она требует убедительного внутреннего оправдания. Но умело используемая режиссером, она может быть очень действенным средством выражения конфликта. Главное, насколько драматургически важным оказывается место , к котором дана та или иная музыка - включена ли она в узловой момент или второстепенные переходящие. Обобщающая функция музыки всегда тесно переплетается с режиссерским отношением к происходящему. Обобщение, осуществляемое режиссером, выявляет точку зрения на конкретный факт, событие, звено действия.

Темп и ритм в музыке существует не изолированно, а в совокупности с интонационными, ладовыми, гармоническими и другими элементами музыкальной речи. Ритм и темп - основные свойства всякого движения. Музыка же дополняет движение. Стремиться выявить его внутреннее содержание, предать ему эмоциональную окраску, вскрыть связанные с ним чувства и переживания персонажей. Обширные возможности в музыкальном оформлении представления заложены в лейтмотивности, повторности музыкальных тем, их сквозного звучания.

Лейтмотив может быть средством напоминания зрителям о персонаже, событии. Вместе с тем он становится средством выражения сквозного действия и его развития.

Действенным приемом использования музыки в ТП является принцип контраста: движение музыки по внутренней, скрытой линии подтекста, психологического, часто глубоко-затаенного содержания сцены. Она идет в разрез с внешними ситуациями - контрастируя с ними. Вместе с тем эмоциональный строй помогает по своему выразить идею представления, его сверхзадачу.

Важной драматургической функцией музыки является создание с её помощью национального колорита, обозначение места и времени действия. Музыка используется и как средство характеристики, где её главный объект человек, его душевный мир, темперамент и т.д.

Основные виды музыкальных характеристик:

1. Музыка, которая прямо, непосредственно создает образ отождествляемый с тем или иным человеком (в этом случае используется как сюжетная так и условная музыка).

2. Музыка характеризующая косвенно, отраженно. В этом случае мы получаем представление о персонаже по его отношению и реакции на неё (в этом случае используется только сюжетная музыка т.к. действующие лица могут реагировать на неё лиши в том случае если они её слышат).

Когда мелодию исполняет сам герой т.е через музыку выражается его настроение и внутренний мир, в сознании зрителя музыка переносится на исполнителя т.е. становится его характеристикой. Это и есть прием самохарактеристики. Значительный иронический комедийный эффект может достигаться с помощью музыкальной пародии.

Работая над музыкой в театрализованном представлении, не следует забывать, что в основе всего лежит режиссерский замысел. Режиссеры по - разному решают задачу сценического воплощения драматургического материала. При этом роль играет многое: особенность художественного мышления режиссера, его мировоззрение, культура, вкус, темперамент, его профессионализм. Необходимо развивать музыкально - постановочные умения режиссера, которые найдут свои отражения в художественном и адекватном подборе музыкального оформления и грамотной его фиксации в музыкальной партитуре сценария. Музыкально - постановочные умения режиссера - это своеобразный способ подбора музыкального материала для конкретного театрализованного представления, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний о музыке, развитостью музыкальных и музыкально - режиссерских способностей, осведомленностью о психологических законах воздействия музыкального искусства на восприятие зрителя и навыков работы с музыкальным материалом. Для формирования данных умений необходимо развитие музыкально - режиссерского слуха, овладение способами музыкально - режиссерского анализа, элементами нотной грамоты и общими музыкальными знаниями.

Музыкально - режиссерские знания включают в себя осознание музыкальной специфики в театрализованном представлении; знание, понимание и апеллирование основными музыкальными понятиями, необходимых для музыкально - постановочной деятельности; знание особенностей музыкальной драматургии в театрализованном представлении и драматургических функций в нем; осуществление музыкально - режиссерского анализа произведений музыкального искусства.

Воспитание музыкой как высшей формой художественного сознания и вместе с тем высшим проявлением человеческого гения, дарованного природой. Органическим, природным, стихийным, сродни вдохновению. Музыке чужд прагматический расчет, рассудочность, преднамеренность, «вычисление». Музыка - источник духовного, нравственного начал. Язык музыки способствует проявлению эмоциональных процессов и не имеет себе равных в слове, зримых представлениях, мыслительно - интеллектуальной сфере. Таковы некоторые педагогические особенности музыкального воспитания режиссеров театрализованных представлений и праздников.