logo
Малые формы в творчестве Владимира Ребикова (к вопросу о камерности мышления)

2. Малые формы в фортепианной миниатюре В. Ребикова (опыт анализа)

Творческое наследие В. Ребикова довольно обширно и может быть в целом сгруппировано в четырех основных жанровых ответвлениях:

вокальная музыка;

музыкально-драматические произведения;

инструментальная музыка;

фортепианная музыка.

И все же главное место в его творчестве занимала область фортепианной музыки. Фортепианные сочинения В. Ребикова сразу завоевали себе широкую популярность, т.к. в них наиболее полно и оригинально проявились лучшие стороны его дарования - искренность и задушевность высказывания, изящество и тонкость музыкального мышления, острый, ищущий новых средств выражения вкус, и вместе с тем, прочная опора на традиции русского бытового музицирования XIX века. В своих фортепианных сочинениях В. Ребиков предстает поэтичным лириком, мастером музыкальной миниатюры. Он охотно использует различные популярные музыкальные жанры: танец, марш, элегию, колыбельную, романс без слов.

"Силуэты"

Этот сборник является одной из известных фортепианных работ композитора. В. Ребиков в "Силуэтах" использует широкий спектр выразительных средств. Через простые пьесы композитор мастерски передает огромный поток чувств, настроений и эмоций. Эти замечательные миниатюры содержат много нового и интересного для каждого, кто к ним прикоснется.

"Уличные музыканты"

Эта пьеса представляет собой небольшую музыкальную зарисовку, сценку: проходящие мимо уличные музыканты играют незатейливую мелодию вроде вальса. Они приближаются, оказываются перед слушателями и затем постепенно удаляются: до середины пьесы идет crescendo poco a poco, а затем начинается обратный процесс - diminuendo poco a poco. Остинатный аккомпанемент с проскальзывающими диссонирующими созвучиями и кружащаяся, слегка монотонная мелодия, рождают в воображении образ уличного шарманщика. Можно представить в этой веселой компании и скрипача, который выводит простенькую тему.

Пьеса обрамлена четырехтактными вступлением и заключением, которые имитируют вальсовый аккомпанемент. Ремарка without pedal акцентирует внимание на характере звука, слегка суховатого, механистичного. Эта фигурация проходит без изменений через всю пьесу, придавая ей цельность. В рамках маленькой пьесы прием не кажется слишком однообразным и не успевает сильно надоесть.

Первая часть пьесы представляет собой дважды повторенное предложение квадратного строения (8+8). Выбор столь простой формы (это даже не период) обусловлен характером образов - их незатейливостью и безыскусностью.

Средняя часть добавляет дополнительные штрихи к сценке. Быть может к ансамблю присоединились новые персонажи - флейтист и танцовщица? В скачках мелодии можно угадать ее танцевальные па и прыжки. Высокий регистр ассоциируется с инструментом подобным флейте. Средняя часть пропорциональна первой и имеет сходное строение (дважды повторенный период). Ее расширяет шеститактовое дополнение, основанное на заключительных интонациях.

Все когда-нибудь заканчивается и эти уже полюбившиеся слушателям музыканты и их легкий ненавязчивый вальсок должны нас покинуть. Композитор очень интересно это изобразил. И в конце репризы мелодия уже слышится в сокращенном изложении. Остаются короткие отголоски темы, а затем лишь аккомпанемент, который постепенно растворяется.

"Девочка качает свою куклу"

Название этой пьесы полностью оправдывает ее содержание. Это небольшая колыбельная. Они встречаются в творчестве многих русских композиторов. К этому жанру обращались П.И. Чайковский, С.С. Проокофьев, Н.А. Римский-Корсаков и др.

Нежную, чувственную мелодию девочка напевает своей кукле, чтобы та уснула. Пьеса звучит с свойственным колыбельной покачивающимся синкопированным ритмом, в умеренном темпе, на Р.

Основная тема колыбельной настолько напевна и мелодична, что на нее с легкостью можно положить слова. Первый раздел представляет собой простой период, квадратный (8+8). Он выдержан в одной тональности Си-бемоль мажор.

В средней части мелодия переходит в другой голос (в левой руке), немного меняется ее характер. Она звучит в среднем регистре, укрупняется фактура, появляются аккорды, которые придают ей более глубокое звучание. Средняя часть проводится в тональности субдоминанты - ми-бемоль мажор.

Реприза статичная. Первый раздел проводится без изменений. Пьеса написана в простой трехчастной форме. Имеет сквозное развитие. Один раздел плавно перетекает в другой, темы между собой похожи, между частями нет контраста.

Нет сомнений, что после такой прекрасной колыбельной куклу ждет яркий новый день.

"Эскизы - настроения".

Этот сборник насчитывает десять разнохарактерных, интересных миниатюр. В нем много как пейзажных сцен, так и пьес, отражающих внутренние чувства человека. Написан он под влиянием живописи Арнольда Беклина.

"Народная песня"

Это пьеса с начала и до конца пропитана чем-то исконно народным, русским. Здесь композитор изображает то, без чего невозможно представить русскую народную музыку - это хор.В. Ребиков очень интересно и самобытно подошел к осуществлению этого замысла. Первый раздел открывает одноголосная мелодия в низком регистре, на фоне октавы в басу. Это запевала начинает свою песнь. Она звучит в ре-бемоль мажоре.

Затем, постепенно, его подхватываю другие голоса, фактура расширяется, бас уже не стоит на месте, а движется вместе с мелодией. Можно даже увидеть в ней разделение на голоса: сопрано, альт, тенор и бас. Музыка звучит все мощнее и мощнее!

Далее появляется небольшой контрастный эпизод легкий и полетный, возможно это женский хор выводит свою тему. Об этом говорит характер музыки и верхний регистр.

За тем все постепенно затихает, возвращается первоначальная одноголосная тема. Она проводится два раза, а в конце постепенно замедляется и исчезает.

Удивительно что композитор в рамках небольшой формы (простая трехчастная) умещает такое развитие. Произведение закончено и не требует продолжения.

"Три баллады"для фортепиано. Вторая баллада

Баллады - инструментальная пьеса повествовательно-картинного характера. К этому жанру обращались такие композиторы, как Фредерик Шопена.Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ. В XX в. образцы баллад можно встретить в сочинениях русских композиторов например, Соната-баллада для фортепиано Н.К. Метнера, Концерт-баллада для виолончели с оркестром А.К. Глазунова, Симфония-баллада Н.Я. Мясковского и мн. др. Что касается формы, большинство баллад строится по принципу развёртывания контрастного ряда эпизодов или сквозной формы. Репризы как обрамление или рефрен. Часто используется вариационная форма. Именно ее В. Ребиков использовал в Балладе (с - dur)

Музыка имеет уверенный характер, за счет упругого маршеобразного ритма, восходящего движения, и динамики (mf). Основная тема представляет собой цепь секвенций, которые вытекают в простой период, не повторного строения. Во втором предложении укрупняется фактура - мелодия звучит в кварту. В целом период квадратный (8+8), не замкнутый, модулирующий (Es dur)

В первой вариации происходят следующие изменения. Меняется темп: вначале Lento, затем piu mosso; Тональность: до мажор, ми - бемоль мажор.

В третьем проведении укрупняется фактура, тема звучит мощнее и глубже в тональности си мажор.

Четвертое проведение начинается очень неожиданно. В нем видоизменяется мелодия и, соответственно, характер. Появляются украшения.

И, наконец пятое - финальное проведение - звучит торжественно и помпезно, в мощной аккордовой фактуре, в до-диез мажоре. Напоминает шествие. Второе предложение звучит в основной тональности. Композитор не использует плавные переходы из тональности в тональность, поэтому все модуляции и отклонения звучат несколько неожиданно и резковато.

В этой пьесе композитор использовал следующие типы вариаций: гармонические, фактурные, фигурационные. Динамика развивается понарастающе: от более менее спокойного, медленного, к громкому и торжественному.

"Осенние листья"

Осень всегда ассоциируется с холодной дождливой погодой, некой угнетенностью, легкой грусть возможно именно это композитор и хотел передать в пьесе "Осенние листья".

С первых ее звуков слушателя завораживает настроение щемящей печали по чему-то ушедшему, по тому, что никогда не повторится. Медленно покачивающийся, свободный, за счет триолей ритм рисует нам образ идущего по осеннему парку человека с тяжелой душойВсе это укладывается в простой период, состоящий из двух предложений (8+8) повторного строения. Он выдержан в одной тональности фа-диез-минор, замкнутый и квадратный. Здесь еще нет особого напряжения, музыка звучит мерно и спокойно.

Напряжение в пьесе развивается волнообразно. Музыка, то льется спокойным потоком, то звучит с большим движением. Будто наш герой постоянно сдерживает, нахлынувшие на него эмоции. Все это начинается в среднем разделе, к которому нас подводит небольшой двутактовый переход - нисходящее обращение главного трезвучия с задержанием.

Сам раздел не контрастирует, а является продолжением первого. Сохраняется фактура и очертания мелодии. Тональный план средней части не сложен, композитор не ставил перед собой задачу уйти далеко от основной тональности, поэтому начало в фа-диез миноре, затем прерванный оборот и отклонение в тональность субдоминанты-си-минор, переход к доминанте и тоника. Мелодия усложнена пассажами, которые создают ощущение взволнованности, душевной неустойчивости.

Реприза динамизированная. Первое предложение проводится без изменений. Во втором предложении напряжение усиливается за счет отклонения в одноименный мажор. И вот она - кульминация, он не в силах больше сдерживать себя, - нисходящие триоли, rallentando в мелодии появляются черты полифоничности, затем небольшая каденция и последний тонический аккорд, растворяющийся на пиано.

Это миниатюра написана в простой трехчастной форме. Несмотря на название - "Осенние листья", в пьесе практически нет элементов пейзажности, композитор передает душевные переживания человека. Пьеса имеет сквозное развитие. Один раздел плавно перетекает в другой. Этого композитор достиг с помощью задержаний и отсутствия контраста между частями.