logo
Анализ формы и средств выразительности Вальса cis-moll (op. 64 № 2) Ф. Шопена

Заключение

В Вальсе cis-moll Ф. Шопен, опираясь на традиционную схему простой трёхчастной формы, сумел создать оригинальную композицию, не имеющую широкого распространения в творчестве других композиторов. В результате проведения после каждого из трёх разделов формы (экспозиция 1-й темы, контрастная середина = экспозиция 2-й темы, реприза) масштабно соответствующего им дополнения (добавочного рефрена, ритурнеля), форма целого приобретает черты чётного рондо. Данная разновидность формы рондо в XIX веке, по замечанию В. Холоповой, оказалась наиболее распространена именно в творчестве Ф. Шопена в его танцевальных миниатюрах (мазурках и вальсах).

Вальс cis-moll (op. 64 № 2) представляет собой один из ярчайших примеров поэтизации бытового танца. Его музыкальное содержание отличается глубоким психологизмом. Основное образно-эмоциональное настроение пьесы - элегическая печаль, ностальгические воспоминания (включение в текст характерных ритмических фигур мазурки (см. тт. 3 - 4, 7 - 8) наталкивает на мысль о тоске автора по горячо любимой им Польше). Созданию подобного эмоционального колорита способствует также элегическая «окраска» тональности cis-moll, а также неспешный, сообразный характеру пьесы, темп (Tempo giusto). Композитор избирает тональность, темп и характер совершенно не характерные для бытового танца, что также свидетельствует о принципиально иной трактовке Ф. Шопеном жанра вальса.

Музыкально-выразительные средства, используемые композитором в Вальсе cis-moll, являются показательными для всего творчества Ф. Шопена. Это лирическая мелодика с характерной элегической интонацией, изящная фортепианная фактура, тонкая гармонизация, учитывающая новейшие достижения романтической гармонии.

Вальс cis-moll (op. 64 № 2) по праву является одним из самых популярных и любимых слушателями произведений Ф. Шопена.

Список литературы

Алексеев, А. История фортепианного искусства в двух частях - М., 1988

Бэлза, И. Шопен - М., 1968

Венок Шопену (сборник статей) - М., 1989

Галацкая, В. Музыкальная литература зарубежных стран (выпуск 3) - М., 2004

Зенкин, К. Фортепианная миниатюра Шопена - М., 1995

Конен, В. История зарубежной музыки (выпуск третий) - М., 1981

Мазель, Л. Исследования о Шопене - М., 1971

Мильштейн, Я. Очерки о Шопене - М., 1987

Музыкальнвя энциклопедия (том 1) - М., 1973

Соловцов, А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество - М., 1960

Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений - СПтб., 2001