logo search
Виктор Цой как феномен культуры

1.3 Рок сегодня

В наше время «свободных» людей повсюду говорится о свободе личности, свободе слова, сняты все прежние запреты, каждый может говорить, о чем захочет и делать все что захочет. В итоге тотальный дефицит информации сменился бесконечным неконтролируемым её потоком, свалившимся на не успевший опомниться народ. Современный человек вновь оказался потерянным, он утратил себя во всем изобилии возможностей, размылись границы правды и лжи, трудно разобрать, что же настоящее, а что вымысел. Общество превратилось в обезличенную массу, воспитываемую господствующей массовой культурой. Нам навязываются мысли, желания и ценности чуждые нам. Наблюдается падение нравов не желание мыслить самостоятельно и т.д. И вновь на спасение приходит рок-музыка.

Русский рок, привыкший говорить честно о том, что его волнует, показывает все, что нас окружает таким, как оно есть, без преувеличений и приукрашиваний, он выносит на поверхность все то, что активно пытаются скрыть от глаз народа. Рок-музыка помогает заблудившемуся в огромном потоке бессмысленной информации человеку найти себя, понять, кто он есть и в каком мире он живет. Рок заставляет задуматься, побуждает к активным действиям поступкам людей привыкших, чтобы за них думал телевизор. Своей музыкой русский рок так же, как и в те далекие времена обращает людей к истинным, духовным ценностям, недаром последнее время появляются совместные движения русского рока и церкви (Концерт «Rock - к небу», 14 января 2003 года, Ледовый дворец» Санкт-Петербург по инициативе молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что русский рок не просто жив, он всё ещё осуществляет важные функции и занимает особую нишу в современной культуре. Другое дело, что в наше время рок утратил свои позиции, он уже не так популярен, как то было в 70-е, 80-е годы.

Отношение к рок-музыке изменилось, сегодня её рейтинги всё ниже и ниже, можно сказать, что золотые годы рок-н-ролла прошли безвозвратно…Причину такой перемены объяснил в одном из своих интервью Артемий Троицкий: « Рок-музыка была хороша тем, что стала новым народным искусством. Очень трудно было раньше снимать независимые фильмы или ставить театральные постановки, и молодые люди, чтобы самовыражаться, чтобы делать что-то необычное, выбирали доходчивый, эффективный путь - брали в руки гитару и собирали рок-банду. Сейчас уже не так.… Сейчас все проще: любой может легко снять видеоклип, выложить в YouTube, и ты уже герой дня.

Рок-музыка утратила монополию рупора талантливых самостийных молодежных масс. Да и сама музыка измельчала по сравнению с нашими героическими временами. Многие яркие личности, что могли бы стать музыкальными лидерами в наше время, нынче выбирают другие, более прикольные, занятия. Мультимедиа, арт-дизайн, видеоарт, всякие компьютерные игры, изобразительное искусство, фотография... Если раньше музыка «всасывала» всех, теперь магнитов очень много» Троицкий статья.

В современном мире расширилось поле для самовыражения, самореализации молодежи. Сегодня, вряд ли бы появился новый Виктор Цой.

«А кстати, и Витя Цой метался между музыкой и другими искусствами. В начале 80-х, когда музыка была всем, естественно, она перевесила, но, я думаю, будь Цою сейчас 18-20 лет, он, скорее, стал бы заниматься компьютерной графикой, инсталляциями, комиксами или чем-нибудь еще модным, чем рок-музыкой. Да нынче Цоя просто не пустили бы на основные каналы, не стали бы ротировать на основных радиостанциях, и стал бы Цой каким-нибудь андерграундовым парнем с гонораром 500 долларов, что ему бы быстро наскучило».

2. ВИКТОР ЦОЙ КАК ФЕНОМЕН

Русский рок это многогранное явление, но главной его частью всегда оставалась музыка, а, следовательно, и те, кто эту музыку рождают и транслируют. Так, если спросить что такое рок, наверняка вы услышите конкретные имена, названия групп. Вот уже долгое время одним из самых ярких и звучных имен, которые напрямую ассоциируются с русским роком, является имя Виктора Цоя.

Вряд ли в современной рок музыке найдется другая личность, которая была бы столь же уважаема и любима - как среди школьников-подростков, так и среди тех, кому уже за 50. Виктор Цой появился на свет 21июня 1962года в Ленинграде, прозванном городом трех революций. И в итоге стал тем простым парнем с городской окраины, который фактически совершил революцию четвертую - уже в душах тех, для кого рок еще с 1970-х был поиском ответов на непростые вопросы, которые решал для себя каждый: с кем дружить, как жить, чтобы не было ни скучно, ни стыдно, и чтобы пореже повторялась ситуация, когда «время есть, а денег нет и в гости некуда пойти.

Трудно в наше время найти человека, не знающего или никогда не слышавшего о Викторе Цое. Кто-то помнит его как рок певца, солиста группы «Кино», кто-то считает его величайшим музыкантом всех времен и народов, знает наизусть все песни и исписывает стены лозунгами в его честь, а кто-то ненавидит Цоя за те самые, исписанные, стены и ночные концерты юных поклонников. Виктора Цоя любят, ненавидят, обожают, презирают, главное его помнят. Помнят и продолжают слушать через столько лет после гибели. В этом заключается своего рода феномен Виктора Цоя, это не просто имя, не просто человек это легенда, образ всего русского рока.

Мне кажется, рассмотрев феномен Виктора Цоя и ответив на вопросы: почему его до сих пор слушают, в чем причины такой популярности, почему именно он до сих пор и так стойко ассоциируется с русским роком? Мы сможем найти ответ на главный вопрос, жив ли русский рок, и если да то в какой форме, в каком качестве?