logo search
"Литургия святого Иоанна Златоуста" в творчестве С.В. Рахманинова

Глава 1. Творческий портрет композитора в сфере духовной музыки

Прежде чем говорить о духовных сочинениях С.В. Рахманинова следует отметить, что религиозность в музыке композитора проходит не только через его духовные сочинения. Для этого стоит обратиться к произведениям для хора a cappella великого мастера.

Например, "Пантелей-целитель" на слова А.К. Толстого для смешанного состава. Если обратить внимание даже на название, то уже можно понять, какова тематика произведения. По христианской легенде, Пантелей - сын знатного язычника и бывшей тайной христианки. Мальчик с детства обладал целительными способностями и его отдали на обучение знаменитому врачу Евфросину. Вскоре о Пантелее узнали римляне, который лечил прежде всего бедных и заключённых людей. Затем святой принял крещение и обратил в веру своего отца, излечив на его глазах слепого. В наследство от отца он получил богатое имение, отпустил всех рабов на свободу, имущество раздал всем нуждающимся и безвозмездно лечил больных.А.К. Толстой всё это красочно описывает в своём стихотворении:

Пантелей-государь ходит по полю,

И цветов и травы ему по пояс,

И все травы пред ним расступаются,

И цветы все ему поклоняются.

И он знает их силы сокрытые,

Все благие и все ядовитые,

И всем добрым он травам, невредным,

Отвечает поклоном приветным,

А которые растут виноватые,

Тем он палкой грозит суковатою.

Для того чтобы полностью удостовериться в том, что Сергей Васильевич относится к духовным композиторам, можно привести в пример ещё одно сочинение, которое не было издано автором: "Deus meus" - это мотет (канон) для 6 голосов без сопровождения, название которого в переводе с латинского означает "Ты, отче патриарх".

Теперь можно перейти непосредственно к духовным сочинениям композитора. К ним относятся духовный концерт g moll для смешанного хора без сопровождения "В молитвах неусыпающую Богородицу" и хоровые циклы a cappella "Всенощное бдение" и "Литургия святого Иоанна Златоуста".

Если рассматривать в целом все эти сочинения, то каждое представляет собой огромное творение в русской духовной музыке.

Следует обратиться к окружению С.В. Рахманинова, которое сподвигло его написать церковные сочинения. Первые впечатления от красоты духовной музыки композитор впервые испытал в детстве. Его бабушка, Софья Александровна Бутакова, была глубоко религиозной женщиной. Она часто посещала церковные службы, и когда внук оставался на её попечении всегда брала его с собой. Поскольку Софья Александровна была также и крёстной матерью Сергея Васильевича, его духовному воспитанию она отводила большую роль.

Особенно С.В. Рахманинову с детства заполнился перезвон далёкого Новгородского Софийского собора. Древний новгородский знаменный распев на всю жизнь сохранился в памяти композитора.

Время, проведенное в имении его бабушки, С.В. Рахманинов вспоминал как самые светлые моменты своего детства. Уже в Москве, будучи взрослым, он часто ходил к службе, но тщательно скрывал свои религиозные чувства от посторонних глаз, поэтому многие современники, знавшие С.В. Рахманинова лично, в своих воспоминаниях отмечали, что он не отличался религиозностью и не посещал церковь. И лишь самые близкие друзья знали, что это утверждение совершенно неверно.

В конце XIX - начале XX века в России началось бурное движение за провозглашение национального демократического в искусстве в социально-историческом, историко-бытовом и народно-эпическом аспектах. Такое движение получило название "нового направления", суть которого заключается в интерпретации древнего знаменного распева, опираясь на фольклор, язычество, мифологическое сознание.

Предрасположенность С.В. Рахманинова к духовной музыке связано с его наставниками - учёным-медеевистом С.В. Смоленским, который являлся директором Синодального училища, преподавателем истории русской церковной музыки в Московской консерватории, известным композитором и дирижёром Синодального хора, А.Д. Кастальским, который являлся автором выдающихся трудов по народному песнетворчеству.

К новому направлению принадлежали к тому же и такие композиторы как П.Г. Чесноков, который был известным регентом до революции; А. Гречанинов, являющийся автором многих духовных произведений; Виктор Калинников, написавший несколько песнопений из литургии; М. Ипполитов-Иванов и другие. Этот круг не мог не повлиять на духовное мышление С.В. Рахманинова, который являлся представителем московской школы.

Первым крупным духовным произведением композитора является концерт "В молитвах неусыпающую Богородицу", написанный в 1893 году. В этом же году концерт был впервые исполнен хором Успенского собора. При создании этого юношеского концерта С.В. Рахманинов испытывал сильное влияние П.И. Чайковского. Но уже здесь явственно проступают и черты собственно рахманиновского стиля: широкое дыхание мелодических линий, которые можно сопоставить по размаху как со знаменными распевами, так и с мелодиями крестьянских проголосных песен.

Затем появились "Литургия", законченная в 1910 году и "Всенощное бдение" (1915), которое является не менее значимым в творчестве С. В Рахманинова. Обращаясь к традиционной культовой форме, С.В. Рахманинов трактует её в плане далеком от канонической церковности. Так же, как и его "Литургия", "Всенощное бдение" не нашло себе места в богослужебном обиходе. Причина этого не только в широко развитых масштабах отдельных его частей, далеко выходящих за пределы обычных культовых норм, в большой сложности хоровой фактуры, но и в самом истолковании композитором канонических текстов. Благоговейная молитва превращается им часто в развёрнутое эпическое повествование или в массовую народную картину оперного плана.

Народ с его нравственными представлениями и верованиями, с его отношением к событиям является главным действующим лицом этого произведения. "Всенощная" С.В. Рахманинова представляет собой монументальное эпическое полотно, достойно продолжающее национальные традиции "Могучей кучки", единственное произведение такого художественного масштаба в русской музыке после "Сказания о граде Китеже" Н.А. Римского-Корсакова.

Поскольку данная работа посвящена изучению "Литургии святого Иоанна Златоуста", то следующая глава будет посвящена истории создания этого произведения и его музыкально-теоретическому анализу.