logo search
"Литургия святого Иоанна Златоуста" в творчестве С.В. Рахманинова

2.2 Музыкально-теоретический анализ литургического цикла С.В. Рахманинова

"Литургия" С.В. Рахманинова представляет закономерно организованное музыкальное целое. Общность начальных и финальных построений цикла отмечается интонационным, гармоническим и тональным родством. Основу композиции составляют крупные, многотемные и внутренне контрастные номера. Звонкость, колокольность, колыбельность, драматическая речитативность, а также знаменность как отражение соборности, разработка интонационно-тематических связей и ряд других приёмов позволяют говорить об особой, созданной композитором музыкально-образной системе отражения в музыке религиозно-духовного мира.

Древнерусское певческое искусство вместе с фольклором явились, по убеждению С.В. Рахманинова, важнейшим истоком и опорой русской музыкальной культуры в целом, средоточением исторической памяти народа, его художественного чувства и эстетического сознания. Отсюда их широкое общенациональное значение. "Новое русское возрождение" включило в свою орбиту и жанры хоровой духовной музыки a cappella, относящиеся к наиболее древней области русской профессиональной музыкальной культуры.

В формах монодического искусства она занимала господствующее положение на протяжении нескольких веков. Как многоголосное творчество - от середины XVII и до начала XIX века - была представлена партесными композициями и пришедшими им на смену классицисткими хоровыми композициями мастеров XVIII столетия: М.С. Березовского, А.Л. Веделя, Д.С. Бортнянского. Они явились вершиной в исторической эволюции русской хоровой культуры предглинкинской эпохи. После того, с расцветом классической русской музыки, культовое музыкальное искусство в России отошло на задний план. У композиторов, полностью сосредоточившихся на духовной музыке, обнаружилась ограниченность художественного горизонта, нередко ремесленнической подход к творческим задачам. Отрицательно сказывалась зависимость от церковных властей, от установленных правил сочинения духовных песнопений. Крупнейшие же мастера-классики лишь эпизодически и далеко не все (М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков) создавали "переложения" (гармонизации) обиходных напевов - обычно по долгу службы, работая в Придворной певческой капелле.

"Литургия святого Иоанна Златоуста" С.В. Рахманинова представляет собой вокально-хоровой цикл, состоящий из 20 номеров. Таким образом, структура цикла - номерная:

· Великая ектенья

· "Благослови, душе моя, Господа"

· "Слава Отцу" и "Единородный"

· "Во царствии Твоем" (двухорное и однохорное)

· "Приидите, поклонимся"

· "Господи, спаси благочестивыя" и "Святый Боже"

· Сугубая и последующие ектеньи

· "Иже херувимы"

· Просительная ектенья и "Отца и Сына"

· "Верую"

· "Милость мира"

· "Тебе поем"

· "Достойно есть"

· "Отче наш" (двухорное)

· "И духови Твоему" и "Един Свят"

· "Хвалите Господа с небес". Причастный

· "Благословен грядый" и "Видехом свет истинный"

· "Да исполнятся уста наша"

· "Буди имя Господне" (двухорное)

· "Слава Отцу" и "Благочестивейшаго"

Из вышеуказанного списка ясно, что С.В. Рахманинов некоторые номера писал для разных составов. Вероятнее всего это связано с тем, что композитор, например, номер "Во царствии Твоем" слышал в разных тембровых палитрах. Однохорным составом скорее всего произведение будет звучать с некоторым лиризмом, а двойной состав может быть внесёт долю напряжённого драматизма.

Возможно разный вариант состава дан в помощь дирижёру, у которого численность в хоре может время от времени меняться. Но вышеперечисленные аспекты нужно рассматривать в системе, которые неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Дирижёр обязательно должен это учитывать перед тем как берётся исполнять цикл со своим коллективом.

Если обращаться к разным научным источникам, анализирующих "Литургию" С.В. Рахманинова, то можно прийти к выводу, что форму цикла можно рассматривать с разных сторон: по частям, по кульминационным моментам, по тональному кругу, по строению "Литургии" в церковно-славянском обиходе, а также учитывать моменты сквозного развития. Поэтому далее необходимо провести анализ литературных источников в сравнении.

Основной кульминацией, серединой всего цикла является самый масштабный по продолжительности, по многоголосной фактуре, по составу номер "Верую" - символ веры православных христиан.Ю. Келдыш в своей книге "Рахманинов и его время" пишет: "Необычна по ярко драматической трактовке текста десятая песня - "Верую" - с её напряжёнными хроматическими гармониями и патетическими оборотами мелодии, напоминающими некоторые страницы рахманиновского оперного творчества" [3. C.386]

Если рассматривать "Литургию" в сквозном развитии, то следует обратиться к приёму реминисценции: некоторые мотивы повторяются в нескольких номерах в свободном варьировании. Тут следует обратиться опять же к Ю. Келдышу: "Так, основная интонация двухголосного "запева" четвёртой песни:

эпизодически проходит уже ранее во второй песне". [3. C.388]

По тональному плану "Литургия" делится на две части, которые объединяются тональностью B-dur. В первой половине номеров преобладает доминантовая функция, а во второй отмечается тяготение к субдоминантовой последовательности тональностей.

Теперь следует обратиться к Ю. Паисову, который в своём сборнике статей рассматривает "Литургию" как богослужебное действо, которое делится на две части: литургию оглашенных и литургию верных. Оглашенные - это те, кто не допущен ко Святому Причастию. Верные - праведные люди, которые молятся на службе за великих грешников и допущены к таинству Святого Причащения.

Литургия оглашенных (№1-7) начинается псалмом "Благослови, душе моя, Господа". У С.В. Рахманинова он несёт и эпическое, и лирическое начало. Эпичность песнопения обогащена колокольностью. Для большей монументальности С.В. Рахманинов расширил протяженность хорового номера, насытил фактуру многослойностью, придав звучанию как бы оркестровую насыщенность.

В основу текста 4-го номера положены "Блаженны" - фрагменты Нагорной проповеди, зовущей к любви и истине. Композитор отражает его духовное изложение, придающее звучанию пространственно акустический эффект "соборности". В мелодике главенствует повествовательность. Отмечается диатоническая ладовая основа параллельного мажора-минора (но иногда композитор вводит экспрессивные хроматические интонации, раскрывая смысл слов "плачущие", "жаждущие"), вариационное и вариантное развёртывание голосов.

Если 1-й и 4-й номера относятся к эпической линии, то 3-й и 5-й развивают лирическое начало. Остро экспрессивны "Единородный Сыне" (№3) и "Приидите, поклонимся" (№5). Звучащие в них драматические, оперно-ариозные речитативные фразы, такие, например, как в кульминации третьего хора на словах "вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже", казалось бы не согласуются с богослужением. Но если вдуматься в глубинный смысл этих песнопений - принесение Христом себя в жертву во имя победы над смертью, то становится оправданным подобное эмоциональное отражение реальных земных мук Господа.

Завершает литургию оглашенных "Трисвятое". В его многоголосной аккордовой фактуре обнаруживается и "знаменность" основной мелодической линии, и особенности стиля ранних партесных композиций, включавших знаменные распевы в качестве основы. Заметны и подголосочные расщепления голосов, идущие от народной песенности. В кульминации последние девять тактов "Трисвятого" - все средства: уплотнение ткани, разрастание фактуры, крещендирование, темповое расширение, ведут к укрупнению, монументальности образа.

Литургию верных начинает песнопение "Иже Херувимы". Перенесение во время обряда Святых Даров с жертвенника на престол символизирует присутствие Христа среди молящихся. Эпическая линия находит своё развитие в следующих песнопениях цикла. Здесь (№11-13) пение чередуется с анафорами - читаемыми в алтаре молитвами. Основной темой становится благодарение и прославление Господа как творца всего сущего. Два самых крупных хоровых номера "Литургии" - символ веры "Верую" (№10) и молитва "Отче наш" (№14). Эти песнопения оказываются кульминациями в развитии соборного эпического начала, и как говорилось ранее "Верую" является общей кульминацией всего цикла.

В "Хвалите господа с небес" (№16), имеющем лирико-эпическое направление, господствует картинность. Хор "Видехом свет истинный" (№17) отмечен напряженной выразительностью, причастие даёт новые силы, источник которых в Свете Веры. Мелодика благодарственной песни "Да исполнятся уста наши хваления" (№18) близка к лирическим темам П.И. Чайковского и самого С.В. Рахманинова.

Завершается "Литургия" С.В. Рахманинова в гимнической манере - хорами-славлениями "Буди имя Господне благословенно" (№19) и "Слава Отцу и Сыну" (№20).

Если рассматривать "Литургию" С.В. Рахманинова с музыкальной точки зрения, то можно прочувствовать в этом сочинении даже личные мотивы тоски по родине, но в то же время ощущается объективизм: обращение к народу, колокольность, массовость, ораториальность, театральность, сценическое действо.

В ритмической специфике произведения ощущается живая пульсация, которая не стоит на месте на протяжении всего цикла и развивается до конца. Разумеется, свою роль здесь сыграли сложные размеры.

Все паузы тоже являются своеобразным дыханием, которые привносят в музыку напряжённое ожидание, лирический драматизм, но в то же время сдержанное внутреннее спокойствие.

Рахманиновская гармония насыщенна, придаёт музыке особую острую интонацию светлой печали, например, в номере "Иже Херувимы" или интонацию торжественности. Сюда можно отнести вторую часть номера "Милость мира" ("Свят, свят Господь Саваоф")

Подводя итог этой главы, надо отметить, что в целом "Литургия" С.В. Рахманинова трактовалась композитором как цельное масштабное произведение концертного плана. Здесь опять можно обратиться к Ю. Келдышу: "В культовом обиходе сочинение это не закрепилось, не получив признания церковных властей. Даже при исполнении в концертах некоторые его части исключались по требованию духовной цензуры, так как музыка их не была найдена недостаточно соответствующей смыслу "священных слов". [3. C.389]