Введение
Актуальность темы реферата. Русский романс как исторически сложившийся жанр представляет собой уникальное явление в отечественной художественной культуре. Его можно считать явлением социальным. С течением времени изменяются музыкальные стили, жанры, ритм жизни, но человек остается человеком: его эмоции находят все новые средства выражения. Диапазон выражаемых чувств - от тончайших смысловых подтекстов, до предельной обезоруживающей искренности, что сродни народной песне. Жанр романса в литературе и музыке второй половины XIX века отражает эмоциональную жизнь русского человека, однако он не ограничивается областью субъективной лирики. Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовала от романса.
Романс - это удивительный жанр. Его уникальность заключается в том, что в малой, камерной форме, он способен поведать об очень многом.
Романс обладает редкой мобильностью и может мгновенно откликаться на запросы времени, отражать его наиболее передовые идеи. Исключительная емкость этого жанра позволяет наделять его богатым, разнообразным содержанием: от тонкой интимной лирики до глубоких социальных проблем.
Классический романс - один из самых демократических жанров. Демократичность романса заключена в самой природе романса, в самой специфике этого жанра, обусловленной синтезом музыки и слова, краткостью, лаконичностью формы.
Появившийся как самостоятельная форма лишь в последнем десятилетии XVIII века, русский романс развивался с исключительной интенсивностью. За 30 - 40 лет он прошел путь от скромных песен-романсов А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева до подлинных шедевров П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, а несколько позднее - С.В. Рахманинова.
Интенсивность развития романсовой лирики определялась огромной потребностью в этом жанре. Если во многих русских домах постоянно звучала более сложная камерно-инструментальная музыка, то тем более желанным был романс с его непосредственной искренностью чувства, предельной доступностью и доходчивостью. Причины широкой популярности романса кроются, прежде всего, в его глубоких народно-демократических истоках.
Первая половина XIX века была периодом расцвета русской бытовой песни и бытового романса. Для песенно-романсного искусства тех лет была характерна взаимосвязь между творчеством профессиональным и народным. В лучших образцах этого жанра композиторы-профессионалы опирались на бытовую народную песню. В свою очередь, такие песни-романсы, как «Красный сарафан» Варламова, «Соловей» Алябьева, «Колокольчик» Гурилева становились народными, широко проникая в русский быт.
Ценным качеством русского романса была на редкость богатая и выразительная мелодика. От русской народной песни романс заимствовал широкую распевность, пластичность мелодии. С усложнением содержания в романс стал проникать декламационный, речитативный элемент; особенно велика роль декламации в романсах драматического характера.
Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением множества превосходных романсов Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева. В романсах этой поры, как и в других жанрах, отчетливо проявлялась растущая связь музыкального искусства с передовыми общественными идеями, которыми жило все прогрессивное человечество.
Объектом данного исследования являются процессы развития романса в истории русской художественной культуры.
Предметом исследования - место романса в пространстве русской художественной культуры второй половины XIX века.
Цель исследования состоит в выявлении специфики и особенностей жанра русского романса второй половины XIX века.
В соответствии с намеченной целью ставятся следующие необходимые задачи:
*проследить историю развития жанра русского романса и соотнести общие признаки художественного жанра и особенности жанра музыкального;
*выявить характерные черты жанра романса во второй половине XIX века
*провести сравнительный анализ жанра романса в творчестве
Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.
Существует множество литературы посвященной жанру романса, исследование которой побуждает тех, кто любит музыку, к самостоятельному размышлению о сущности и духе романса, и о том, как лучше его исполнять. В трудах В.Васины-Гроссман, Ю.Келдыша, М.Львова, М.Овчинникова, Е.Орловой, Г.Соболевой, мы можем проследить историю возникновения и развития романса.
Методологическую базу исследования составляет совмещение исторического подхода с теоретическим, а также комплексное изучение содержательно смысловых и «технологических» составляющих рассматриваемого художественного материала. Учитывается литературный текст, который неизбежно воздействует как на сознание певца, так и на восприятие слушателя, и художественный образ, который в вокальной музыке рождается во взаимодействии словесного ряда и звукового воплощения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные положения в области теории искусства, искусствознания, музыкознания, вокальной педагогики и методики.
Методологическую основу составляют научные труды в области культуры и исскуствознания (А.П. Иванов, М.А. Овчинников, К.И. Плужников, Ю.Келдыш, В.Холопова, М.Львов, М.Овчинников, Е.Орлова, Г.Соболева).
В работе использовался теоретический (анализ и сравнение музыковедческой литературы по проблеме) метод исследования.
Материалом исследования служат образцы камерно-вокального творчества Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского.
Структура работы. Реферат состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.