2. Характерные черты жанра романса во второй половине XIX века
XIX столетие выдвинуло ряд новых национальных музыкальных школ. Крупнейшая из них - русская классическая школа. Ее расцвет наметился в первой половине и середине XIX столетия с появлением на музыкальном горизонте великого М.И. Глинки, а затем А.С. Даргамыжского.
Во второй половине XIX столетия и начале XX века русская классическая школа, продолжая дело, начатое Глинкой, вступает в пору своего наивысшего расцвета, утверждая мировое значение русской музыкальной культуры. В это время возвышаются корифеи русской музыки: композиторы «Могучей кучки» - М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и рядом с ними П.И. Чайковский. А несколько позднее - А.К. Глазунов, А.К. Лядов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.И. Танеев. Свой вклад внесли в развитие русского искусства А.Г. Рубинштейн, А.Н. Серов, Ц.А. Кюи.
Как уже говорилось, в XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему миру человека и к сокровищам народного искусства.
Романсом в старину называли песню на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни. Как жанр он возник в средневековой Испании, его расцвет пришелся на XVI-XVII вв. Там романс был лиро-эпическим стихотворением, написанным восьмистопным хореем. В ту пору произошло деление романсов по тематике на любовные, сатирические, шуточные. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию. Англичане называли романсами и большие рыцарские поэмы, а французы - лирические любовные песни.
В качестве небольшого лирического стихотворения напевного характера на любовную тему романс проник в начале XIX в. в Россию и получил здесь широкое распространение. В отличие от французского, русский романс не включал в себя фольклорную песню. Различие между ней и жанром романса всегда сохраняется. И песня, и романс - небольшие лирические произведения смешанного литературно-музыкального жанра. Но песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом.
Романс может существовать отдельно и как музыкальное произведение без слов, и как литературный текст, не положенный на музыку. Есть и другие различия: песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена. Однако при всех различиях песня и романс содержат в себе много общего: строфическое строение, как правило, рифмованный стих. Но главное, им присущ напевный стих, наиболее приспособленный для пения.
Русский стих разделяется по интонации на три типа: декламационный, ораторский ("Погиб поэт, невольник чести..."), говорной, разговорный ("Мой дядя самых честных правил...") и напевный, мелодический ("На заре ты ее не буди..."). Так вот, романс использует напевный, мелодический стих, способный создать одно, непрерывно развивающееся, длящееся во времени мелодическое движение, подобное тому, которое выдерживает А.С. Пушкин в стихотворении К.*** ("Я помню чудное мгновенье...").
Содержание романса составляет счастливая или несчастная любовь. Глубокий подтекст человеческих отношений, переживаний романс доверяет угадывать читателю, в душе которого "дописывается" или "допевается" то, что хотел, но не сказал автор-поэт и что подразумевал, но не выразил композитор, если слова романса положены на музыку. Отсюда понятно, что текст часто состоит из привычных и встречающихся в поэзии выражений. Намеренной простоте содержания соответствует простота, ясность композиции.
В России романс первоначально возникает в дворянской столичной, а затем и в провинциальной среде. Он специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны и собираются на вечера. Там создается теплая домашняя атмосфера, и это способствует изъявлениям сердечных чувств.
Первые романсы носили преимущественно салонный характер, им была свойственна искусственность и самих переживаний, и их выражения. Но с течением времени романсы стали проще, любовные чувства стали передавать открыто и более ясно. Этому стремлению к естественности способствовали Дельвиг, Пушкин, Лермонтов, на слова которых крупнейшими композиторами были написаны романсы. Этот союз гениального слова и гениальной музыки принес свои плоды. Романс широко распространился не только в образованных слоях общества, но и стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нем глубину чувства, искренность и сердечность.
Романс был обращен к каждому человеку, который испытывал горячую и сильную любовь или разочаровался в любви. Вечное чувство в его многообразии и конфликтах, волнующее и заставляющее страдать человеческое сердце, оставаясь содержанием романса, противостоит холодности, равнодушию и отчужденности, которые человек часто ощущает в реальной жизни.
Даже горечь любовной разлуки смягчается воспоминанием о прежней любви, о связанном с ней счастье и теплоте былых отношений. Романс закрепляет памятный момент в истории отношений и в судьбе людей, так или иначе отделяющий их от суетного мира и уносящий в царство вечных истин, в царство подлинно человеческих ценностей.
Широкое распространение романса в разных слоях общества в России вызвало и появление его разновидностей: "усадебный", (лучшие образцы такого романса создали А. Фет, А. Майков, Н. Огарев, А. К. Толстой), "городской" романс, который проник в город в разночинную среду (Я. Полонский). Герои таких романсов - небогатые люди, их чувства часто сдержанны. Особая разновидность - мещанский, или "жестокий", романс. Он отличался крайне напряженными страстями, надрывом, преувеличенными и доведенными до крайности интонациями.
К "жестокому" близок и "цыганский" романс, с культом вольной, не знающей границ любовной страсти. Такие произведения создавались не столько самими цыганами, сколько замечательными русскими поэтами (А. Григорьев, Я. Полонский, А. Блок).
Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории русского искусства тесно связаны имена М.Глинки и А.Пушкина, П.Чайковского и А.Толстого, Н.Римского-Корсакова и А.Майкова, С.Рахманинова и Е.Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество А.Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В творчестве М.Глинки поэзия А.Пушкина впервые получила совершенное выражение в форме таких романсовых шедевров композитора, как «Адель», «Мери», «Я помню чудное мгновенье».
Русские композиторы XIX века уделяли особое внимание проблеме декламационности (А.Даргомыжский, М.Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театрально сценки, исполняемой конкретным персонажем (А.Даргомыжский: «Червяк», «Титулярный советник», М.Мусоргский: «Семинарист», «Светик Савишна», «Озорник»).
Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальные циклы, создавая относительно крупные и тематически богатые "сюитного" типа произведения, в которых, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами саморазвитие поэтических образов и сюжета.
В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве П.Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием («День ли царит»). Этот тип романса характерен и для С.Рахманинова («Весенние воды»).
Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой («Вокализ» С.Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.
Романс - это изначально диалогическое в своем содержании вокально-поэтическое произведение с сопровождением, выражающее любовное переживание, рассчитанное на камерное исполнение и представляющее собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.
Главной особенностью романса является диалогичность. Это диалог музыки и слова на уровне метра, ритма, интонации, уравновешивающий интеллектуальную и эмоциональную сферы в романсе. Чтобы создать объемный образ, стих и мелодия, следуя собственной логике, должны быть взаимосвязаны, взаимодополняемы. Музыка в романсе подразделяется на две составляющие - мелодию и аккомпонемент, которые также вступают в диалог, причем не только между собой, но и каждая - со словом. Что касается поэтического содержания романса, то оно всегда лирично и основано на любовном переживании - таков специфический предмет познания в данном жанре. Нужно помнить, что у романса всегда есть адресат, а значит, диалогичность заложена в романсе изначально.
К речевым особенностям романса относится и специфика исполнения.
Исполнение романса направлено к слушателю. Для певца слушатель - его непосредственный партнер, помощник и друг. Для слушателей артист исполняет музыкальное произведение, с ними хочет поделиться своими мыслями, чувствами, в них возбуждает ответную реакцию - скорби, гнева, радости, торжества, любви и ненависти. Донести до слушателя художественную ценность музыкального произведения является главным для артиста. И это достигается выразительностью исполнения.
Жанр романса - заметная страница в судьбе русской лирики и русского стиха. В простой литературно-музыкальной форме запечатлено сильное и глубокое вечное чувство любви, которое всегда наполняло высоким содержанием душу русского человека, возвышало и облагораживало ее.
Романс один из видов вокальной музыки, которая в свою очередь является выражением программной музыки. Слово сообщает определенность выражаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, придает звуковую поэзию, дополняет недосказанное. Такова художественная задача романса. В ходе исследования, проделанного во втором параграфе, мы пришли к выводу, что романс является синтетическим жанром, где выразительность поэтического жанра соединяется с выразительностью образа музыкального. Однако, если стих, занимающий «пограничное» положение между литературой и музыкой, может и не произноситься, то есть быть письменным текстом, то в вокальных жанрах, а значит и в романсе, это невозможно. По этой причине для характеристики романса как жанра оказывается необходимой еще одна категория, являющаяся «связующим звеном» между поэзией и музыкой - «речь». Под речью в данном случае понимается артикуляция, озвучивание текста - и стихотворного, и музыкального одновременно.
Особенностью романса является диалогичность. Диалог музыки и слова получает свое воплощение в речи, которая «уравновешивает» слово и музыку, превращая романс в гармоническую структуру.
Выявляются основные жанровые признаками русского романса второй половины XIX века:
1. Содержание романса не выходит за пределы лирики, то есть объектом познания в данном случае является любовное переживание.
2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением, что характеризует его с точки зрения объема предмете познания (однако, спектр эмоциональных состояний настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность «выбрать» наиболее близкое ему, поэтому романс был и остается одним из самых демократических жанров художественного творчества).
3. В связи с тем, что романс выражает любовное переживание, он всегда либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своем содержании.
4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность. При этом нельзя говорить об эмоциональной замкнутости в романсе, поскольку он предполагает диалог с любым слушателем.
5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.
6. Основной характеристикой романса как музыкального жанра является то, что это вокальное произведение с сопровождением.
- Глава I. Творчество а.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века.
- 2. Особенности русской музыки XIX века
- Глава 1. Теоретические аспекты развития Романса, как музыкально-литературного жанра
- 10. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- 29. Русская культура II половины XIX века
- 11. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Тема 15. Многообразие жанров в русской хоровой музыке a cappella конца XIX – начала XX в.