Введение
Одним из факторов, определивших лицо европейской музыки, справедливо считается ее связь с церковью. Именно потому, что церковь в течение ряда веков определяла духовную и культурную жизнь Европы, введение музыкальной составляющей в богослужение имело для ее развития большое значение. Служба в церкви - это наиболее массовая форма приобщения к музыке.
Вплоть до XVII века церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры складывались многие музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Начало XVII века - переломный момент в истории музыки католической церкви. Намечается общая тенденция к "омирщению" музыки католической литургии. Постепенно она теряет не только определенную художественную специфику, но и свойственный ей облик сурового аскетизма и мистического созерцания. Утратив свою неповторимость, музыка католической церкви как фактор художественного новаторства вскоре совсем сходит со сцены. Во второй половине XVIII - начале XIX веков с развитием оперного и симфонического жанров начался процесс драматизации и симфонизации в музыке католической церкви. При этом нередко новые произведения, написанные композиторами на литургический текст, утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоятельными концертными композициями. Особенно заметны в этом отношении последние мессы Гайдна, Реквием Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена. Романтическую трактовку получили церковные жанры в творчестве Шумана и Берлиоза. Григорианский хорал в композициях этого времени почти не использовался, однако в поздних произведениях Листа уже наметилась тенденция к восстановлению строгой полифонии a cappella эпохи Палестрины. Для последующего развития европейской культуры процесс взаимодействия церковного и светского искусства имел важнейшее значение.
В XX веке к сочинению музыки на латинские тексты обращались многие композиторы, в их числе И. Стравинский, П. Хиндемит, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий и другие. XX веку в целом свойственно обращение к различным стилевым моделям, освоение приемов и средств музыки барокко и техники старинного полифонического искусства. Сочинения на религиозную тему также не остались в стороне от магистральных путей развития современной музыки. Например, таким произведениям Стравинского, как "Священное песнопение" и "Заупокойные песнопения", присуще использование додекафонной техники, а сочинениям Пендерецкого ("Страсти по Луке", "Магнификат", "Польский реквием") - эксперименты в области сонорики и других новых средств музыкальной выразительности.
Данная дипломная работа «Requiem как духовно-концертное произведение в творчестве французских композиторов-романтиков» посвящена исследованию романтического прочтения литургических жанров и построена на взаимодействии таких учебных дисциплин, как история зарубежной хоровой музыки, история зарубежной музыки, методика преподавания специальных дисциплин, методика работы с хором, музыкальная педагогика и психология. Актуальность выбора темы состоит в том, что в последние десятилетия, в связи с особенностями геополитической ситуации, усилилась доля духовных произведений и в исполнительской практике, и в составе педагогического репертуара. Литургические жанры нередко используются как учебный материал в классах по дирижированию, подробнее изучаются в курсе истории хоровой музыки. Цели и задачи данной работы заключаются в раскрытии жанровых и композиционных особенностей таких видов богослужебной музыки римско-католической традиции как Месса и Реквием; в выявлении специфики романтической трактовки жанра Реквиема в ХIХ столетии, в частности, в творчестве французских композиторов Гектора Берлиоза и Габриеля Форе; в проведении сравнительного анализа части Sanctus из Реквиемов данных авторов. На выбор именно этих композиторов повлияло то, что оба внесли огромный вклад в развитие французского музыкального искусства в целом. Г. Берлиоз вошел в историю музыки как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального языка, как романтик, остро запечатлевший духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусства, как создатель программного симфонизма. В творчестве Г. Форе интерес, прежде всего, представляет момент преемственности между культурами XIX и XX веков в период смены историко-стилевых эпох. Ценность его композиторского наследия заключается не только в обобщении художественных достижений западноевропейского искусства XIX века, но и в предвосхищении новых неоклассических тенденций в музыке XX столетия. Оба изучаемых произведения в целом написаны в романтических традициях, тем не менее, они достаточно контрастируют друг с другом.
Методология исследования опирается в работе на классические труды из области теоретического и исторического музыкознания [2, 8, 9, 10, 12, 16, 23, 28, 29, 34, 42], хороведения [1, 11, 13, 19, 24, 31, 39], на новейшие источники [10, 11, 13, 14, 19, 24, 29, 31], а также на прослушивание, изучение и практическое освоение текста хоровых партитур.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Список литературы включает 44 наименования, в приложении представлены нотные примеры и аудиозаписи.