Заключение
В ходе настоящей работы нами были рассмотрены педагогическое и композиторское творчество Глинки, их взаимосвязь. Нами было изучено творчество Глинки как вокального педагога и выявлены принципы его вокальной педагогики, изучить вокальное наследие композитора и выявлены характерные особенности его вокального письма, проведена сравнительная характеристика принципов вокальной педагогики с особенностями композиторского письма.
В результате нашего исследования мы пришли к ряду выводов по поводу взаимосвязи принципов вокальной педагогики Глинки с особенностями его вокального письма:
1. За столетний период со времени появления в России первых итальянских опер до первой русской классической оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки русское вокальное искусство прошло сложный и важный этап своего развития. Русские певцы, восприняв технику и культуру в основном итальянской, а также французской школ, сумели остаться глубоко национальными исполнителями. Все те основные черты, которые характеризуют певцов, русской национальной школы пения в период ее расцвета в конце XIX века (прекрасная вокальная техника, позволявшая петь сложнейшие произведения итальянских композиторов; умение в то же время оставаться русскими певцами со свойственными им задушевностью, глубиной, простотой и искренностью исполнения; стремление создавать на сцене образы живых людей — владение драматическим искусством наравне с вокальным; особенно чуткое отношение к слову, к проблеме интонирования слов в музыке, естественности слова в пении), мы находим уже достаточно четко наметавшимися у лучших певцов рассматриваемого периода.
2. В формировании и эволюции вокально-педагогических взглядов Глинки русское народное песенное исполнительство сыграло значительную роль. Сопоставляя взгляды русских народных певцов с вокально-педагогическими воззрениями Глинки, замечаем в них много общего, что находит свое выражение в одинаковом решении основных вопросов вокального искусства. Прогрессивность и своеобразие принципов и методов вокальной педагогики М.И.Глинки заключалась не только в естественности и постепенности концентрического развития голоса и индивидуализации метода обучения, но и в том, что он приучал певца развивать интонационный слух, вырабатывать чистую интонацию и навыки правильного певческого дыхания.
3. Романсовое и оперное творчество М.И.Глинки — новая эпоха в развитии русского вокального искусства, оказавшая большое влияние на выработку исполнительского стиля русской школы пения. Воплощение в музыке всего богатства характера и мировоззрения русского человека, красота выразительных, ясных мелодий, законченность и совершенство формы, богатство гармонического сопровождения, тонкость оркестровки — все это характерные черты вокального письма композитора, показатели его высочайшего профессионализма. Ярко выраженная реалистическая направленность вокально-эстетических взглядов Глинки выступает и в отношении его к оперному и вокальному искусству вообще и в частности к особенностям певческого тембра, к использованию певцами различных внешних эффектов, к осмыслению текста, распеванию слов, фразировке, легкости исполнения и др.
- Содержание
- Глава 1. М.И. Глинка – основатель русской вокальной школы
- Глава 2. Изучение взаимосвязи принципов вокальной педагогики м.И.Глинки с особенностями его вокального письма
- Введение
- Глава 1. М.И. Глинка – основатель русской вокальной школы
- 1.1. Причины, обусловившие возникновение в России национальной вокальной школы и характеристика системы вокального обучения певцов до м.И.Глинки
- 1.2. Эволюция педагогической вокальной деятельности м.И.Глинки
- 1.3. Принципы и методы вокальной педагогики м.И.Глинки
- Глава 2. Изучение взаимосвязи принципов вокальной педагогики м.И.Глинки с особенностями его вокального письма
- 2.1. Оперное и камерно-вокальное творчество м.И.Глинки
- 2.2. Сравнительная характеристика принципов вокальной педагогики Глинки и особенностей его вокального письма
- Заключение
- Список литературы