Введение
С именем М.И.Глинки связано становление русской классической композиторской школы. С его именем также связывают и оформление русской национальной школы пения как определенного художественного направления. Именно в период творчества Глинки окончательно сформировались и четко определились типичные черты русской национальной школы пения. Это, во-первых, обусловлено тем, что вокальная музыка Глинки потребовала нового типа исполнителей, которые сумели бы убедительно и реалистично воплотить на оперной сцене живые образы и характеры русских людей. Во-вторых, Глинка сам был замечательным певцом, его исполнительское мастерство послужило примером того, как надо исполнять произведения русских композиторов, и оказало большое влияние на формирование исполнительского стиля русских певцов. В-третьих, большое значение в развитии русской национальной школы пения имела деятельность Глинки – вокального педагога. Он подготовил для русской оперной сцены целый ряд выдающихся исполнителей: О.Петрова — «дедушку русской оперы», А.Петрову-Воробьеву, Д.Леонову, С.Гулак-Артемовского и ряд других.
Однако, несмотря на очевидную связь принципов и методов вокальной педагогики Глинки с его оперным и камерно-вокальным творчеством, взаимосвязь эта изучена недостаточно. В связи с этим актуальность исследования состоит в том, чтобы проанализировать взаимосвязь педагогических принципов и вокальных методов Глинки с особенностями его вокального письма.
Цель исследования: выявить характерные приемы композиторской техники Глинки, отражающие влияние его педагогических принципов.
Объект исследования: педагогическое и композиторское творчество Глинки.
Предмет исследования: приемы композиторского (вокального) письма Глинки, отражающие его педагогические установки и принципы.
Задачи исследования: 1)изучить творчество Глинки как вокального педагога и выявить принципы его вокальной педагогики;
2)изучить вокальное наследие композитора и выявить характерные особенности вокального письма;
3)провести сравнительную характеристику принципов вокальной педагогики с особенностями композиторского письма и выявить закономерности в виде наличия особых (характерных) приемов композиторской техники.
Методологическая база исследования:
- исследования в области истории русской музыки (Б.Асафьев, А.Кандинский, О.Левашева и др.);
- труды, посвященные вокально-педагогической деятельности Глинки (В.Багадуров, Ю.Барсов, Л.Дмитриев и др.);
- исследования и монографии, освещающие жизненный и творческий путь Глинки (А.Кандинский, О.Левашева, Е.Орлова и др.).
Методы исследования: 1)изучение литературы по проблеме исследования;
2) сравнительный анализ принципов вокальной педагогики и особенностей композиторского письма.
Структура работы: курсовая работа включат введение, две главы, заключение и список литературы.
- Содержание
- Глава 1. М.И. Глинка – основатель русской вокальной школы
- Глава 2. Изучение взаимосвязи принципов вокальной педагогики м.И.Глинки с особенностями его вокального письма
- Введение
- Глава 1. М.И. Глинка – основатель русской вокальной школы
- 1.1. Причины, обусловившие возникновение в России национальной вокальной школы и характеристика системы вокального обучения певцов до м.И.Глинки
- 1.2. Эволюция педагогической вокальной деятельности м.И.Глинки
- 1.3. Принципы и методы вокальной педагогики м.И.Глинки
- Глава 2. Изучение взаимосвязи принципов вокальной педагогики м.И.Глинки с особенностями его вокального письма
- 2.1. Оперное и камерно-вокальное творчество м.И.Глинки
- 2.2. Сравнительная характеристика принципов вокальной педагогики Глинки и особенностей его вокального письма
- Заключение
- Список литературы