logo search
Muzlo 2 курс

Венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц л Ференц Лист. Жизнь и творчество

ист родился 22 декабря 1811 года в селе Доборьян (Венгрия), в семье школьного учителя Адама Листа и служанки Марии-Анны Лагер. Семья эта жила небогато: дом, в котором они жили, принадлежал князю Миклошу Эстерхази, у которого тогда служил его отец, а обстановка в этом доме состояла только из самых необходимых предметов.

Ребенок появился на свет худым и слабым и, как выяснилось позже, страдал совершенно неизвестной тогда медицине болезнью. Эта болезнь мучила его до шести лет. В три года у Ференца был настолько сильный приступ беспамятства, что родители подумали, что он умер, и уже заказали гроб… Однако опасения были напрасны: мальчик остался жив.

Маленький Лист начал проявлять интерес к музыке рано – с шести лет, и этот интерес начался с увлечения цыганской музыкой. Биографы Листа отмечают так: «Маленький Лист особенно радовался, когда через его родное село проходили цыгане: это было для него большим событием. Цыгане обычно разбивали свой шатер на краю села, и тогда сонная жизнь Доборьяна оживлялась. Мальчик часами слушал цыганскую музыку, скрипачей, игравших такие мелодии, которые, как объяснял ему отец, никем не написаны, а рождаются в душе народа…»

Отец Ференца, Адам Лист имел некоторое отношение к музыке – он был музыкантом-любителем. Однако в Доборьяне он не имел возможности даже играть в оркестре. Чтобы удовлетворить свою потребность в музыке, ему удается приобрести спинет (небольшой клавесин), хотя и с большим трудом. Подрастающий сын с большим интересом слушал его игру. Об одном из таких моментов Адам Лист писал в своем дневнике: «Однажды, когда ему (Ференцу) было шесть лет, я играл концерт Риса. Ференц, опершись на спинет, самозабвенно слушал музыку. Вечером, вернувшись из сада, он пропел главную тему концерта… Это было началом проявления его таланта. Он настойчиво просил меня начать учить его музыке».

Более-менее систематические уроки игры на спинете под руководством отца приносили невероятные результаты. Ференц прекрасно играл, свободно читал с листа, импровизировал с необыкновенной легкостью. Лист-старший вскоре осознает, что его сын не может более оставаться его учеником, что ему нужен более квалифицированный преподаватель. На эту кандидатуру подошел известный педагог, в свое время бывший учеником Бетховена, Карл Черни. Он прослушал игру Ференца и был восхищен его талантом.

Уже в девять лет Ференц Лист начинает выступать публично. Его первый концерт прошел во дворце князя Эстерхази. Здесь же решилась судьба мальчика: пять венгерских магнатов, присутствовавших на концерте, согласились взять на себя расходы по его образованию и выплачивать ему ежегодную стипендию. Осуществили ли они это благородное намерение – до сих пор неизвестно. Полные жалоб письма Адама Листа позволяют предположить, что его сын этих денег так и не получил.

28 ноября 1820 года в местной газете появляется первый печатный отзыв о Листе: «Исключительная подготовленность этого артиста, его способность быстро схватывать и разрешать наиболее трудные моменты – все, что ему предлагали, он исполнял прямо с листа, - вызывают всеобщее восхищение и дают право на самые большие надежды».

В мае 1822 г. Адам Лист получает разрешение от князя Эстерхази на отпуск, распродает все свое имущество и переезжает со всей семьей в Вену, где Лист дает еще несколько концертов. В Австрии Лист был уже достаточно известен. Неудивительно, что его выступления проходили более чем успешно. По некоторым данным, на одном из концертов тогда 11-летнего музыканта присутствовал Бетховен. Затем Лист выступает в немецком городе Пеште.

Тем временем годичный отпуск, данный Адаму Листу князем, заканчивается. Вскоре Лист-старший просит еще один отпуск, чтобы сопровождать сына в Париж, однако получает отказ, и тогда он оставляет свою должность на службе у Эстерхази, где проработал двадцать два года.

Примерно в это же время маленький Лист переживает радость от своей первой

печатной публикации своего произведения. Это была вариация на тему вальса венского композитора Диабелли; такие вариации Диабелли заказал многим известным композиторам, таким как Черни, Гуммель, Шуберт, Бетховен.

20 сентября 1823 года семья Листов выезжает в Париж. Здесь начинается первый этап странствий юного композитора. А 26 сентября семья прибывает в Мюнхен. Там Лист дает несколько концертов, которые проходят с небывалым успехом. Ему посчастливилось даже выступать на аудиенции у немецкого короля, который, как утверждали очевидцы, «не мог сдержать слез, слушая игру Ференца». Тогда о Листе заговорили как о «новом Моцарте».

В марте 1824 года Лист дает первый концерт в Париже. Тогда же ему, двенадцатилетнему мальчику поступает заказ на сочинение оперы, с чем юный Лист справляется блестяще. Его первая опера получила название «Дон Санчо, или Замок любви».

Летом этого же года Лист выступает в Лондоне и Манчестере, а в 1825 году совершает концертное турне по городам Франции – Бордо, Тулузе, Марселю, Лиону. Везде его выступления пользуются ошеломительным успехом.

17 октября 1825 года было самым волнующим днем для Ференца Листа: в этот день в парижском театре «Гранд-Опера» состоялась премьера одноактной оперы «Дон Санчо». Зал был заполнен до отказа, однако опера разочаровала публику. О нем говорили: «Это не маленький Моцарт, а просто хороший ученик». И это неудивительно, ведь 14-летний ребенок «не может без наивности иллюстрировать любовную бессмыслицу пасторали». 19 и 21 октября опера была исполнена вновь, и затем о ней практически забыли.

Зимой 1826 года Лист концертирует в швейцарских городах Женеве, Берне, Люцерне и Базеле, а в начале 1827 года совершает третье турне по Англии.

26 марта 1827 года умирает Людвиг ван Бетховен. Его смерть произвела на Листа очень тягостное впечатление. Для юного композитора Бетховен был идеалом, и как он сам говорил, самым большим источником вдохновения. А через полгода, в августе, Лист переживает страшную потерю, которая уже имела непосредственное отношение к семье: умирает его отец. Его похоронили во французском городе Булони.

После похорон отца Лист вновь уезжает в Париж, где впоследствии жил еще несколько лет.

В 1832 году в Париж приезжает Фридерик Шопен, с которым у Листа завязываются дружеские отношения, а в марте 1833 года они выступают с совместным концертом. В конце года они вновь собираются, чтобы вместе с немецким композитором Фердинандом Хиллером публично исполнить «Концерт для трех клавиров» И. С. Баха.

В мае 1833 года Ференц Лист знакомится с дочерью графа де Флавиньи Мари д’Агу, которую впоследствии полюбил. Ко времени знакомства ей было двадцать восемь лет, она была замужем за графом Шарлем д’Агу, который был намного старше ее. Мари имела незаурядное литературное образование, временами встречалась с Гете.

После знакомства Лист все чаще посещает дом д’Агу, причем не только на званые вечера. Он приходит и в неприемные часы и часто сопровождает Мари на прогулках. Вскоре Мари уезжает, и между ней и Листом завязывается переписка, в которой появляются первые признаки расцветающей любви. А в начале 1835 года Мари д’Агу и Ференц Лист решают бежать в Швейцарию. (С мужем у Мари ладилось далеко не все, поскольку их брак был фиктивным). Они поселяются в Женеве.

С бегства Листа с Мари д’Агу начинается «период странствий» в жизни венгерского композитора. Название одного из его известнейших произведений, написанных в 1835 году, говорит само за себя – это сборник музыкальных зарисовок «Альбом путешественника». Также в 30-е годы он пишет фантазию-сонату «По прочтении Данте» и сборник «Поэтические и религиозные гармонии».

В декабре 1835 года у Листа и Марии д’Агу родилась первая дочь, которую назвали Бландиной, а вторая дочь – Козима – родилась в декабре 1837 года.

Начиная с 1838 года Ференц Лист непрерывно концертирует, посещает почти все страны Европы, а в 1842 году впервые посетил Россию, где выступил с концертами в Санкт-Петербурге и Москве. Также Лист приезжал в Россию в 1843 и 1847 годах, когда дал свой последний концерт в Елизаветграде.

В 1848 году, отказавшись от концертной деятельности, Лист переезжает в город Веймар по приглашению на пост придворного дирижера. Здесь, в Веймаре начинается расцвет творчества Ференца Листа; композитор создает свои самые значительные произведения – сонату си минор, два фортепианных концерта, симфонические поэмы «Прометей», «Ночное шествие» и «Идеалы», «Три траурные оды» (одну из которых Лист просил исполнить на его похоронах), «Два Мефисто-вальса», «Фауст-симфония», несколько рапсодий и песен. Первой оперой, которой он дирижировал, была опера Флотова «Марта». Немногим позже он ставит оперы «Принц Эуген» Шмидта и «Фиделио» Бетховена. Кроме них, Лист ставит еще около сорока опер, 26 из которых шли в Веймаре впервые.

«Веймарский период» Листа длился двенадцать лет. В 1861 году композитор покидает Веймар. В дальнейшем его жизнь проходила то в Римском монастыре, то в Будапеште, то снова в Веймаре. В этот период Лист продолжает творить, хотя и не так интенсивно, как в Веймаре. В это время основой его творчества становятся хоровые произведения духовного склада – оратории, мессы, псалмы, реквиемы. Однако самые значительные из них были связаны с родной страной: в этих произведениях раскрывался образ Венгрии, звучали народные венгерские мотивы. Таковы, например, оратория «Легенда о святой Елизавете», «Венгерская коронационная месса», «Ракоци-марш» и другие. В 1865 году Лист принимает духовный сан аббата.

Поздний период своей жизни и творчества – с 1870 года – Лист практически все время проводил на родине, лишь иногда выезжал в Веймар, Пешт, Вену и некоторые другие европейские города. Тогда он практически ничего не сочинял, возможно, он сам осознавал, что пик его творчества уже позади. В 1878 году Лист переезжает в немецкий город Байрейт, где проживает последние годы жизни.

В 1886 году Лист тяжело заболевает. Тогда он последний раз в жизни был в Веймаре и приехал в Байрейт с повышенной температурой. Вскоре болезнь настолько одолевает его, что он не может подняться с постели. Медицина бессильна, и становится совершенно ясно, что великий композитор обречен. И в ночь с 31 июля на 1 августа 1886 года Ференц Лист умирает.

Лист был похоронен на Байрейтском кладбище, где его тело покоится и по сей день.

О значении творчества Ференца Листа в развитии культуры Европы можно говорить сколь угодно долго, потому что оно оказалось поистине неоценимым. Как Глинка – Россию, как Шопен – Польшу, так и Лист открыл миру свою родину – Венгрию, что уже говорит само за себя. Лист отдал много сил и времени строительству музыкальной культуры своей родной страны. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште, и после ее открытия в 1875 году стал ее первым президентом и профессором фортепианного класса. Творческие достижения Листа во многом послужили основой для венгерской национальной музыки.

Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения мирового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ – Григ, Альбенис и другие – нашли у него многостороннюю поддержку. Хорошо был знаком Лист и с творчеством русских музыкантов – Глинки, Бородина, Алябьева, Кюи, Варламова и других.

Творческая деятельность Ференца Листа была на редкость многогранной. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность в музыке как жанр, несущий в себе элементы демократизма; постоянно обращался к народу как к источнику жизненной силы искусства. Лист настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства.

Ставя перед собой задачу «обновления музыки путем ее внутренней связи с поэзией» и «освобождения художественного содержания от схематизма», Ференц Лист пришел к созданию новой музыкальной формы – одночастной симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме, чрезвычайно широк – от античного мифа об Орфее и бессмертных героев Шекспира и Гете до образов современной Листу поэзии и живописи. Но среди этого тематического разнообразия выступает главная тема творчества Листа – жизненный подвиг человека, его борьба за гуманистические идеалы, извечное стремление к свободе, свету и счастью.

Лист также совершил коренной переворот в пианистической технике, ввел «симфоническую трактовку» фортепиано, основанную на полнозвучности и многокрасочности. По меткому выражению известного музыкального критика Стасова, «начиная с Листа, для фортепиано стало возможно все». Безусловно, это – одна из самых важных частей его вклада в развитие мировой музыкальной культуры.

Облик Листа противоречив, в нем отразились порывы, сомнения и разочарования его поколения. В нем уживалось искреннее сочувствие революционному движению и приверженность к католицизму. Но в одном он оставался верен себе всю жизнь – в служении своему искусству.