Симфонии
Центральное место в творчестве Гайдна принадлежит симфониям и струнным квартетам. Если в области симфонии Гайдн развивает и совершенствует намеченное его предшественниками, то в области квартета он первооткрыватель. Зрелые произведения Гайдна отличаются органичным сочетанием доступности и содержательности, наивной непосредственности чувства и трезвой логики мышления, бьющей через край жизнерадостности и мудрой философской сосредоточенности. Философские раздумья в некоторых произведениях Гайдна предвосхищают творчество Л. Бетховена, которого Гайдн предваряет и целеустремлённым использованием принципа мотивно-тематической разработки.
Гайдн является создателем жанра классической симфонии.
Само слово "симфония" с древнегреческого переводится как "согласие", "созвучие". Долгое время симфонией называли любое благозвучное сочетание звуков. Позднее это слово приобретало различные значения. Так, симфонией называли и вступление к оркестровой танцевальной сюите, и оркестровые вступления в операх. В самостоятельной концертное произведение симфония превратилась в 18 веке. Наиболее важная роль в формировании этого жанра принадлежит чешским композиторам так называемой Мангеймской школы - симфонический оркестр Мангейма считался в то время лучшим в мире (например, мангеймцы первыми применили приём crescendo). Длительный путь развития прошла симфония и в творчестве Гайдна. И лишь его зрелые симфонии получили наиболее совершенную, классическую форму - четырёхчастный цикл с определённой последовательностью частей. Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая её содержание и форму.
Введение в сонатно-симфонический цикл менуэта свидетельствует о его популярности. Действительно, неторопливый танец с приседаниями и реверансами был излюбленным жанром эпохи; Гайдн очень часто обращается к нему, причём не только в средних частях. "Галантный стиль" отличается утонченным аристократизмом: мелодии как будто церемонно изогнуты, в них часто встречаются придыхания, звучание прозрачно, ритм плавный и покачивающийся, украшения и звуковые завитки то и дело встречаются на пути этой неторопливо текущей музыки. И вместе с тем никакой вычурности - Гайдн был одним из немногих, кто умел писать изысканно и в то же время просто.
Многие симфонии Гайдна имеют собственные заголовки: "Утро", "Полдень", "Вечер и буря". Своими названиями симфонии Гайдна обязаны чаще всего вторым частям, где композитор любит чему-нибудь подражать: так возникла "Военная" симфония, где во второй части слышатся военные фанфары, так возникла симфония "Часы", где вторая часть начинается с "тиканья"… Есть еще симфония "Медведь", симфония "Охота" и симфония "Курица". Такая склонность к изобразительности неудивительна: герой Гайдна не поэт и не философ, он - созерцатель. Для него самое интересное - окружающая действительность: потешные марши, светские менуэты, что-нибудь любопытное или забавное, способное привлечь внимание праздного наблюдателя. Внутренний мир гайдновского героя не замутнен тревогами и не отягчен раздумьями. Благостный покой разливается в этих светских поэмах, где каждая деталь на своем месте, где есть время всем полюбоваться и все заметить - легкие перебивки шагающего ритма, воркование мелодии, которая слышится то в мажоре то в миноре, изящные трели и завитки сопровождающих голосов. Вот они, досуги аристократа, ума тонкого и наблюдательного, способного по-настоящему любоваться природой и жизнью.
Первая часть Симфонии № 48, 1773, названная в честь австрийской императрицы "Мария-Терезия", прекрасно передает приподнятую атмосферу музыки Гайдна, ее неизменную бодрость и остроумие. "Прощальная" симфония (№ 45, 1772). Гайдна получила свое название благодаря финалу. Во время исполнения музыканты один за другим постепенно покидают сцену. Так Гайдн намекнул своему покровителю князю Николаю, что музыканты заждались отъезда из летнего поместья Эстергази в теплый Айзенштадт, и на следующий же день после премьеры отъезд был назначен. Финал "Прощальной" симфонии явно демонстрирует характерные черты музыки "галантного века".
- Музыка эпохи Возрождения.
- Орган – любимый инструмент Баха, постоянный спутник его жизни.
- Основные черты органного стиля.
- Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии.
- Двухчастные полифонические циклы.
- Симфоническое творчество й.Гайдна
- Симфонии
- Лондонские симфонии
- Симфоническое творчество
- Вопрос №9 Оперное творчество
- Людвиг ван Бетховен: биография
- Симфоническое творчество Бетховена
- Вокальное творчество
- Фортепианная музыка Шумана
- Фортепианный цикл Шумана «Карнавал»
- Венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц л Ференц Лист. Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество ф. Листа
- История создания
- Общая характеристика творчества э. Грига
- Детство и годы учения
- Фортепианное творчество