16. Рок-музыка в Беларуси
Зарождение рок-музыки в Беларуси можно отнести к 1960 годам. В тот период она носила по преимуществу любительский и подражательный характер. Первым профессиональным белорусским коллективом, который в равной степени можно классифицировать и как ВИА, и как рок-группу, считается созданный в 1969 году в Минске коллектив «Лявоны». Год спустя этот ансамбль сменил название на «Песняры». Наряду с песнями советских авторов коллектив исполнял «ритмизированные» обработки белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения.
В 1971 году ансамбль «Песняры» записал свою первую пластинку на студии грамзаписи «Мелодия», которая называлась «Ты мне вясною прысьнілася». В дальнейшем были записаны такие альбомы: «Алеся» (1974), «Вологда» (1978), «Гусляр» (1979), «Зачарованная моя» (1983), «Через всю войну» (1985), «Песняры-25» (1994).
В 1970-х гг. В.Мулявин обратился к жанру оперы-притчи. Опера «Песня пра долю», посвященная истории белорусского народа, написана по мотивам произведения Я.Купалы «Адвечная паэма» с использованием ранней лирики поэта. Музыкальную основу оперы составили старинные белорусские обрядовые песни. Поэзия Я,Купалы давала возможность насытить музыку народными интонациями, а славянский мелос позволил «Песнярам» сохранить в опере-притче национальный колорит.
Ансамбль «Песняры» также стал основоположником арт-рока16 в Беларуси. Первые развернутые композиции – рок-баллады были написаны В.Мулявиным в середине 1970-х годов. Это «Ванька-встанька» (стихи Е.Евтушенко) и «Крик птицы» (стихи Ю.Рыбчинского). Важным шагом на пути к созданию национального белорусского арт-рока явилось исполнение «Песнярами» музыкальной поэмы И.Лученка «Гусляр» на стихи Я.Купалы, в которой также присутствовали элементы рока.
Однозначно назвать ансамбль «Песняры» рок-группой невозможно. В музыкальном языке этого коллектива присутствовали некоторые элементы стилистики рока, однако их музыка тяготела к поп-музыке, а тексты не носили открытого социального протеста, что является определяющей характеристикой рок-музыки.
Формирование белорусской национальной рок-музыки началось в начале 1980-х годов. Первой белорусской рок-группой стала созданная в 1977 году группа «Сузор’е». Музыканты группы работали в филармонии, а свободное время отдавали року. В 1984 году с помощью магнитофона и микшерского пульта «Электроника» они записали несколько песен, часть из которых впоследствии составила основу первого белорусского магнитоальбома «Рок-тэрапія». В 1988 году студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку группы «Сузор’е» «Сентябрьская река».
Первоначально музыкальный коллектив ориентировался преимущественно на хард-рок17, с начала 1980-х годов в творчестве «Сузор’я» наступил новый этап, связанный с экспериментированием в области «больших форм». Так, в 1981 году в репертуаре группы появилась сюита В.Будника «На шляху дзікіх гусей» на стихи М.Танка. В это же время музыканты задумали создать рок-версию поэмы М.Гусовского «Песня пра зубра», положив на музыку наиболее интересные фрагменты этого произведения. Так родилась идея рок-поэмы. В силу различных обстоятельств этот замысел в те годы не был осуществлен полностью. В 1985 году «Сузор’е» представило на суд зрителей собственную сюиту «Полацкі сшытак» по материалам древних белорусских рукописей и поэме М.Гусовского «Песня пра зубра».
В 2006 году «Песня пра зубра» рок-группы «Сузор’е» была восстановлена, записана и представлена в живом исполнении белорусским слушателям на фестивале «Амбасовiшча-2006», который проходил в резиденции посла США. Благодаря наличию основных структурных элементов оперы – увертюры, арий, речитативов, вокальных ансамблей и хоров, критики классифицировали эту композицию как рок-оперу18, основной темой которой является вера в созидательную миссию человека на земле, в его высокое призвание.
В середине 1980-х гг. появились новые белорусские рок-группы, наиболее значительными из которых стали группы «Бонда» и «Мроя».
Именно группе «Бонда» принадлежит один из первых белорусскоязычных альбомов «Месца пад сонцам», который был создан в 1986 году в самодельной студии минского Института культуры. Этим альбомом «Бонда» начала формировать белорусские музыкальные традиции нонконформизма. Однако вскоре группа «Бонда» распалась на несколько рок-коллективов, наиболее успешными из которых стали группы «Ulis» и «Крама».
Идея создания группы «Мроя» появилась в 1981 году у будущего ее лидера Леонида Вольского. В 1983 г. Л. Вольский решил исполнять музыкальные композиции на белорусском языке и переименовал русскоязычную группу «Фаворит» в «Мрою». В конце 1980-х годов группа «Мроя» стала по-настоящему знаменитой. В 1989 году появился альбом группы «Мроя» «Дваццаць восьмая зорка» («Двадцать восьмая звезда»), записанный фирмой грамзаписи «Мелодия».
В 1994 г. «Мроя» трансформировалась в группу с новой музыкой и новой идеологией, в связи с чем она изменила название на «N.R.M.» – «Независимая Республика Мроя».
Бурный всплеск белорусского рока начался на рубеже 1980-х – 1990-х годов и продолжается до настоящего времени. Сегодня наиболее типичными его представителями являются группы «Крама», «N.R.M.», «Indiga», «Нейро-дюбель», «Новае неба», «Сестра», «beZ bileta», «Харлi», «Naka», «Троіца», «Экзіст», «Юр’я» (Минск), «Gateward», «Стена» (Брест), «Анархайзис» (Столин), «Дивейшн» (Гродно), «ТТ-34» (Гомель), «АвангардШкола» (Могилев) и др.
Следует обратить внимание на проекты белорусских музыкантов, которые обрели известность сравнительно недавно и сейчас являются наиболее популярными и транслируемыми на белорусских радио- и телеканалах. К ним можно отнести группы «J:Mорс», «beZ bileta», «Харлi», «Naka», «Indiga» и др.
Коллектив под названием «J:морс» появился на свет в 1999 году (лидер группы – Владимир Пугач). Его музыканты является наиболее яркими представителями белорусского поп-рока19. Группа «J:морс» является победителем в главной номинации «Группа года» на фестивале «Рок-коронация 2005»; победителем в номинации «Поп-рок исполнитель года» на фестивале «Рок-коронация 2006». В марте 2007 г. группа стала лауреатом белорусской радиопремии «Золотое ухо».
Наиболее успешными считаются альбомы группы «Montevideo» (2004), «Апрель» (2005), «Босиком по мостовой» (2006) (последний победил в номинации «Альбом года»на фестивале «Рок-коронация 2006»).
Группа «beZ bileta», образованная в 1998 году, в настоящий момент является одним из самых популярных белорусских проектов. Коллектив исполняет европейски ориентированный поп-рок. Важной особенностью «beZ bileta» является нестандартное музыкальное мышление лидера коллектива Виталия Артиста.
Студийные диски группы «beZ bileta» – «На небо» (2001), «Нарисована» (2004), «Поправка 22» (2006), «Кино» (2007) – демонстрируют ее эволюцию от белорусскоязычного фолка к поп-року.
«beZ bileta» дважды удостоены престижной белорусской музыкальной премии «Рок-коронация» в номинациях «Открытие года» (2000) и «Песня года» (2001). Группа имеет опыт выступлений на фестивальных площадках Беларуси, Польши, Италии, Германии. Лидер группы В.Артист пишет музыку к кинофильмам («Охота на пиранью», «Шутка»), телесериалам («Мужчины не плачут», «Супермаркет»), театральным постановкам (спектакли пластического театра «Инжест»), телепроектам (известный телецикл «Саша и Сирожа»), мультфильмам и рекламе.
Группа «Харлi» появилась в 2002 году. Лидер группы, вокалист Евгений Чалышев определил стиль, в котором работает эта группа, как поп-рок-фолк-диско. Музыка «Харлi» несет позитивный настрой, она легка и доступна для восприятия. Несомненным «плюсом» этого коллектива являются тексты, написанные на белорусском языке.
История группы «Naka» началась в 2004 году (лидер группы – Анастасия Шпаковская). Наибольшее влияние на творчество коллектива оказали городской романс20и русский рок. С течением времени творческий материал группы значительно изменился, в нем появились элементы фольклора.
В мае 2006 г. группа «Naka» принимала участие во втором независимом конкурсе музыкальных исполнителей в сети Интернет «MuseON» (Москва) и заняла в номинации «рОковый MuseON» второе место. Летом того же года «Naka» успешно выступила на крупнейшем рок-фестивале СНГ – «Крылья» (Москва, Тушино), где получила ряд коммерческих предложений. Сейчас группа работает над «экспортной версией» альбома «Тебе», планируется выход нескольких клипов на белорусском телевидении.
В 2005 году появилась еще одна поп-рок-группа – «Дрозды», одержавшая победу на Первом открытом всероссийском конкурсе молодых исполнителей «Пять звезд» в Сочи (третье место). Лидер группы Виталий Карпанов определил стиль своего коллектива как балалайка-джаз-поп-дэнс. «Дрозды» позиционируют себя как «народно-эстрадный джазовый ансамбль», в композиции которого звучание балалайки и баяна привносят некий экзотический элемент. Популярны студийные альбомы группы – «Дрозды прилетели» (2006), «Любовник-герой» (2008). Работу в студии коллектив сочетает с участием в телевизионных шоу и концертах, выступает на корпоративных мероприятиях в Белоруссии и за рубежом. Композиции группы отличаются непосредственностью, неподдельным оптимизмом, танцевальностью.
Важный пласт белорусского рока связан с обращением к национальному фольклору. Инициированное в 1970-е годы ВИА «Песняры» направление фолк-рок21 продолжили коллективы, ориентированные на фолк- и этно-музыку22. В их числе – «Палац», «Крыві», «Троіца», «Юр’я» (Минск), «Стары Ольса», «Бан-жвірба» (Гомель), дуэт «Александры Кирсановой и Константина Драпезы (Борисов). Репертуар этих коллективов стоял из обработок старинных белорусских народных песен, а также собственных сочинений, по интонационному строю и содержанию близких народным. В свой состав эти группы нередко включали старинные белорусские инструменты – лиры, цимбалы, дудки, жалейки.
На сегодняшний день с белорусским музыкальным и поэтическим фольклором работают группы: «Троіца», «Юр’я», «Postscriptum», «Ліцьвіны», «Зелень дорог», «Znich», «Зьмяя», «Нагуаль», «Яр», «Стары Ольса», дуэт «Александра и Константин» и др.
17. Этапы развития рок-музыки в Беларуси.
См. Рок-музыка в Беларуси
18. Представители белорусского поп-рока.
См. Рок-музыка в Беларуси + определение поп-рока
19. Белорусский фолк-рок.
См. Рок-музыка в Беларуси + определение фолк-рока
20. Понятия «популярная музыка» и «поп-музыка».
См. Термины + примеры белорусской поп-музыки
21. Белорусские эстрадные оркестры и ансамбли.
См. Белорусский джаз, Рок-музыка в Беларуси
22. Белорусские рок-группы.
См. Рок-музыка в Беларуси
23. Белорусские эстрадные исполнители.
24. Белорусские джазовые коллективы.
- 1. Истоки эстрадного музыкального искусства Беларуси.
- 2 Этапы развития эстрадного музыкального искусства Беларуси. 3-8.
- 9. Деятельность белорусских виа.
- 10. Творчество вокально-инструментального ансамбля «Песняры».
- 11. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством м.Финберга в области популярной музыки.
- 12. Основоположник белорусского джаза э.Рознер.
- 13. Развитие белорусского джаза во второй половине хх – начале ххi вв.
- 14. Развитие популярной музыки в Беларуси.
- 15. Белорусская эстрадная песня.
- 16. Рок-музыка в Беларуси
- 25 Белорусский джаз
- 26. Современные направления популярной музыки Беларуси.
- 27. Творческая деятельность Президентского оркестра рб
- 28. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством м.Финберга в области джазовой музыки.
- 29. Зарождение рок-музыки в Беларуси
- 30. Формирование белорусской национальной рок-музыки