logo
История эстрады

30. Формирование белорусской национальной рок-музыки

См. Рок-музыка в Беларуси

Термины

1. Джаз (англ. jazz – сумбур, шум) – вид музыкального искусства, сложившийся в результате синтеза европейской и африканской музыкальных культур.

Африканские истоки джаза: ранние жанры афро-американского музыкального фольклора – рабочая песня (work song), обрядовая песня, песня плантаций (holler); жанры негритянской религиозной музыки – госпел сонг (англ. Gospel – Евангелие), спиричуэл (англ. spiritual – духовный). Стилистические особенности негритянской музыки: импровизация, лабильное интонирование, строфическое варьирование мелодии, синкопы, офф-бит, шаут, граул-эффекты и т.п.

Европейские истоки джаза – англо-кельтские религиозные ритуалы, гимны, псалмы, баллады, представления менестрелей, драматические представления с музыкой, широкое использование фортепиано, домашнее музицирование.

Основные черты джаза – основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, многократное повторение кратких мелодических и гармонических структур, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, вопросно-ответная структура, напряженные и насыщенные звучания, обилие звукоподражательных приемов, импровизационное начало и т.д.

«Архаический джаз» (англ. archaic jazz) – период зарождения джаза (вторая половина ХІХ века – 1900 г.), ранняя стадия развития негритянской инструментальной музыки.

Классический джаз (англ. classic jazz) – период формирования джаза как вида музыкального искусства. Подразделяется на два этапа: 1) период становления (1900 – 1910 гг.) – диксиленд, новоорлеанский, канзас-сити, креольский стили; 1920 – 1930 гг. – чикагский, гарлемский стили; симфоджаз. 2) период зрелости (1930 – 1940 гг.) – эра свинга.

Стилевые особенности классического джаза: обращение к разнообразным музыкальным источникам – бытовая, религиозная, фольклорная музыка и музыка академической традиции народов мира; применение блюзовой традиции («блюзовый звукоряд», «блюзовые тоны», «блюзовая форма»), использование мажоро-минорной системы и гармонических соотношений типа Т – S – Т, D – S –Т, а также различных специфических средств и технических приемов – офф-бит, стоп-тайм-техника, хот-вокал, брэйк, шаут-эффекты и т.д,

Определяющие особенности стиля свинг (англ. swing – качание, раскачивание, пульсация): характерная свинговая пульсация, сочетание секционной техники игры с сольной импровизацией, возросшее значение аранжировки, фиксированная нотная запись музыкальных композиций, расширение состава оркестра (биг-бэнда), специфический тембровый колорит звучания оркестра и т.д.

Современный джаз (англ. modern jazz – современный джаз) – термин, которым принято обозначать стили и направления джаза, которые возникли после эры свинга.

Развитие современного джаза подразделяется на три периода: 1) модерн-джаз (1940 – 1950 гг.) – би-боп (боп), возрождение диксиленда; (1950 – 1960 гг.) – кул-джаз, хард-боп, прогрессив, барок-джаз, соул, фанк, третье течение; 2) авангард (1960 – 1970 гг.) – фри-джаз, новая волна; 3) модальный джаз (1970 – 1980 гг.) – джаз-рок, фьюжн; 1980 – 2000 гг. – эйсид-джаз, джаз-рок.

Определяющие особенности современного джаза – разнообразные эксперименты и поиски новых средств выразительности: усложнение мелодики, гармонического языка, ритмики, расширение интонационной и ладовой сфер, использование системы звуков из 9 хроматических вариантов лидийского лада и модусов – особых ненормативных ладо-звуковых структур; независимая импровизация, основанная на произвольном ряде звуков, связанных между собой исключительно ладом; синтез элементов джаза и европейской симфонической музыки (как классической, так и поп-музыки), а также рок-музыки, рэпа и др.

2. Популярная музыка, поп-музыка (англ. pop; сокращ. от итал. populus – народный, общедоступный).

Многие исследователи разграничивают понятия «популярная музыка» и «поп-музыка». По их мнению, популярными в равной степени могут быть оперная ария, романс, фортепианное сочинение, произведение для симфонического оркестра, джазовая пьеса, эстрадная песня, рок-композиция и т.д. Приставка «поп» обозначает ориентацию на сугубо коммерческие цели.

Термин «поп-музыка» употребляется с начала 1960-х годов. В широком смысле слова поп-музыка – совокупность музыкальных жанров, стилей и направлений, носящих развлекательный характер и имеющих ярко выраженную коммерческую направленность.

Понятие обладает исторической и географической подвижностью. Например, в США в первой половине XX в. к области поп-музыки можно было отнести традиционный джаз. Однако с 1950-х гг. джаз, испытав на себе влияние европейских композиторских школ, стал ближе к академической, элитарной музыке, нежели к массовой.

3. Рок-музыка (англ. rock – качаться, раскачиваться, трястись) как направление музыкального искусства появилась в первой половине 1950-х гг. в США. Термин «рок» произошел от сокращенного «рок-энд-ролл» («rock-and-roll»). С 1967 г. он стал употребляться в американской литературе для обозначения самостоятельного музыкально-стилевого направления – рок-музыки.

Сегодня содержательный смысл термина «рок» значительно глубже, часто он употребляется в более широком значении, включает в себя понятие рок-культура. Как социокультурный феномен рок-музыка есть форма художественной культуры, соответствующая социально-этическим запросам тех или иных молодежных течений (битники, хиппи, панки и др.), отражающая реальные проблемы их существования и выражающая нонконформистский пафос.

Как явление музыкального искусства рок-музыка есть совокупность музыкальных стилей, для которых характерны: гипертрофированная роль ритма, техника риффов, надрывно-исступленный вокал, яркие мелодические линии в рок-композициях, экспрессивный характер исполнения, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализация действия (рок-шоу), интерактивность (участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций), а также высокий уровень психологизации и физиологизации рок-действия.

Развитие зарубежной рок-музыки второй половины ХХ века подразделяется на несколько этапов: 1) 1950-е гг. – формирование рока на основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, кантри-энд-вестерна; 2) 1960 – 1967 гг. – возникновение и развитие британской бит-музыки; 3) 1967 – конец 1970-х гг. – разделение рок-музыки на множество стилевых направлений, таких как джаз-рок («Chicago», «Blood Sweat And Tears», «Weather Report»), фолк-рок («Byrds», «Buffalo Springfield», «Fairport Convention»), арт-рок («King Crimson», «Gentle Giant»), хард-рок («Led Zeppelin», «Deep Purple»), панк-рок («Sex Pistols», «Generation X») и др.; 4) 1980 – конец 1990-х гг. – дальнейшее развитие музыкально-стилевых направлений, выход рок-музыки на более высокий уровень профессионального исполнительства, социального и политического самосознания.

4. Традиционный джаз. См. Джаз.

5. Би-боп. См. Джаз.

6. Джаз-рок – стилевое направление, характеризующееся использованием принципов джазовой импровизации в традиционных рок-форматах. Сложился в конце 1960-х годов в США под влиянием работ Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и доступной, и в то же время не опуститься до развлекательного уровня. Бум «интеллектуального» рока и новизна стиля сделали его крайне популярным в середине 1970-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько более специфических форм, часть его адептов вернулась к традиционному джазу, некоторые пришли к поп-музыке и лишь немногие продолжали искать пути для более глубокого взаимопроникновения джаза и рока. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн. Наиболее характерные представители – «Chicago», «Blood Sweet And Tears», «Wteather Report», «Soft Machine», Майлз Дэвис, Фрэнк Заппа, «Эл Ди Меола».

7. Биг-бэнд (big band) – название большого состава джазового оркестра, состоящего из трех групп инструментов – секций: секции саксофонов (включающей кларнет); секции медных инструментов (трубы и тромбоны); ритмической секции (фортепиано, гитара, контрабас или бас-гитара, ударные инструменты).

8. Симфожаз. См. Джаз.

9. Диксиленд. См. Джаз.

10. Нью-орлеанский стиль. См. Джаз.

11. Свинг. См. Джаз.

12. Эстрадная песня – условное определение песни, бытующей на эстраде, авторами которой, как правило, являются профессиональные композитор, поэт, исполнитель и аранжировщик. Чаще всего эстрадная песня имеет определенную куплетную форму, запоминающийся мотив и слоган (яркую, эмоционально насыщенную поэтическую фразу). Круг тем и образов, эмоциональная палитра эстрадной песни охватывают все стороны человеческой жизни. Эстрадную песню, имеющую рейтинговый (коммерческий) успех, называют шлягером (нем. Schlager – ударная песня, от нем. schlagen – ударять).

13. Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) тип музыкального коллектива, возникший на советской эстраде во второй половине 1950-х гг. Сам термин «ВИА» («вокально-инструментальный ансамбль») употребляется с середины 1960-х гг. Стандартный состав ВИА – несколько вокалистов (без ярко выраженного лидера), секция духовых инструментов, ритм-секция (включающая гитару и клавишные).

Стилевую основу музыки ВИА составляет сочетание элементов рок-музыки и джаза с советской массовой песней.

14. Диско (фр. discotheque – собрание пластинок) – стиль танцевальной музыки, получивший распространение в США и странах Европы в середине 1970-х гг. Возник одновременно в трех странах – в Швеции, ФРГ и США. Музыкальную основу диско составляет упрощенная соул- и фанк-музыка, в 1990-е гг. диско ассимилировал африканские и латиноамериканские ритмы. Стилевое направление характеризуется простыми, легко запоминаемыми мелодиями, однообразным, напоминающим работу часового механизма ритмом, широким применением синтезаторных эффектов, «инструментализацией» вокала, бесконфликтностью содержания текстов.

15. Хип-хоп (рэп) (англ. звукоподраж. hip hop; англ. rap – болтовня, треп) – «постмодернистский» стиль современной поп-музыки, предполагающий создание композиций посредством микширования (сведения) уже существующего музыкального материала. Сформировался в деятельности ди-джеев «черных» дискотек Нью-Йорка в середине 1970-х гг. Вскоре с хип-хопом соединилась традиция импровизированной уличной поэзии афроамериканских городских гетто (а также элементы ямайского стиля калипсо), и в середине 1980-х гг. оформилось доминирующее направление современной поп-музыки – рэп (rap, речитатив) или хип-хоп.

16. Арт-рок (англ. art – художественный) – стилевое направление в рок-музыке, представители которого, используя электро- и электронные инструменты, работают с традиционными классическими (концерт, симфония, опера) или авангардными формами. Для арт-рока характерны приемы, присущие европейской классической музыке: многоплановые композиции, приближающиеся по форме к традиционной сюите, сложный ритмический рисунок, использование пауз как составных элементов музыки. Представители – «King Crimson», «Gentle Giant».

17. Хард-рок (англ. hard – жесткий, тяжелый) – стилевое направление рок-музыки. Сложился в Великобритании в конце 1960-х гг. Характерные особенности хард-рока – агрессивность, напряженность, повышенная энергичность; унисонность звучания ритм- и бас-гитары создает ощущение тяжести. В начале 1970-х гг. хард-рок являлся самым «тяжелым» стилем рока, но уже к 1973 г. он начал обретать коммерческие черты. Наиболее яркие представители – «Led Zeppelin», «Deep Purple».

18. Рок-опера – сложная жанрово-стилистическая форма, в которой используется стилистика и средства выразительности рока, сочетаются формы оперной драматургии и песенные формы, звучание электо- и электронных инструментов с звучанием симфонического оркестра. Рок-опера возникла в конце 1960-х гг. в США («Волосы» Г.Макдермота).

Жанровые разновидности рок-оперы: диско-опера («Стадион» А.Градского, «Легенда про короля Артура» Р.Уэйкмана), концертная рок-опера («Стена» на музыку группы «Pink Floyd»), рок-опера с чертами мюзикла («Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова, «Орфей и Эвридика» А.Журбина), собственно опера («Юнона и Авось» А.Рыбникова).

Белорусская рок-опера – «Масфан» В.Курьяна /1976/, «Максим» И.Поливоды /1992/.

19. Поп-рок (англ. pop – сокращ. от лат. populus – народный, общедоступный, rock – качаться, раскачиваться, трястись) – направление рок-музыки, представляющее собой эклектическое смешение стилевых особенностей бит-музыки, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, хард-энд-хэви с чертами шансона во Франции, шлягера в Германии, массовой и так называемой «блатной» песни в СССР и на постсоветском пространстве. От поп-музыки поп-рок перенял танцевальность, легкую запоминаемость мелодий, бесконфликтность поэтической основы; от рока – инструментарий, импровизационность гитарных и клавишных соло, экспрессивную манеру исполнения. Возник одновременно в США и Великобритании во второй половине 1950-х гг.

20. Городской романс (исп. Romance) – бытовой романс, характеризующийся фольклорными и литературными формами бытования в городской среде. Наиболее известными исполнителями городского романса в России являются Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Петр Лещенко, Алеша Дмитриевич.

21. Фолк-рок (англ. folk – народный), стилевое направление, в котором мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на фолк-стилизациях. Наиболее яркие представители данного направления – «Byrds», «Buffalo Springfield», «Fairport Convention», «CSN&Y», Боб Дилан, Джоан Баэз, Джон Денвер.

22. Этно-музыка (греч. éthnos – народ, племя) – направление, сложившееся в мировой музыке в конце 1980 – начале 1990-х гг. Исполнители этно-музыки стремятся к воспроизведению аутентичных (первоначальных) звучаний, используя оригинальные инструменты. С середины 1990-х гг. этно-музыка развивается вне джаза, поп- и рок-музыки как самостоятельное направление.