logo search
курсовая работа по ГЛИНКЕ

1.2. Эволюция педагогической вокальной деятельности м.И.Глинки

В какой бы сфере деятельности не проявлял себя большой художник, он всегда остается верным самому себе, своим убеждениям и симпатиям. И чем глубже его индивидуальность, чем ярче его талант, тем больше он бывает связан с современностью, тем полнее его искусство отражает прогрессивные идеи своей эпохи. Обращаясь к вокально-педагогическим воззрениям Глинки, замечаем, что и здесь он полностью сохраняет свое лицо, столь хорошо знакомое нам по его музыкальному творчеству.

Вокально-педагогическая деятельность не является случайным эпизодом, какой-то единственной страницей в книге жизни М.И.Глинки. Глинка не только знал, но и очень любил трудную, кропотливую работу с певцами. Постепенно она стала для него своего рода потребностью. Ничем другим нельзя объяснить, что и на родине и за границей на протяжении 30 лет Глинка обучал сольному пению многих певцов и певиц. Среди них прославленные артисты, как например, О.А.Петров, «высокопоставленные» особы (П.А.Бартенева), друзья, знакомые и родственники—любители вокального искусства. В списке учеников Глинки — более 40 человек, не считая певчих капеллы и хористов оперы, которые также пользовались его советами.

Первыми учениками Глинки были сестра Наталия Ивановна и Н.К.Иванов, получивший впоследствии известность за границей; среди последних его учениц — сестры Шульц в Берлине. С Глинкой занимались С.С.Гулак-Артемовский, А.П.Лоди (Несторов), Д.М.Леонова, Л.И.Кармалина (Беленицына), А.Я.Воробьева-Петрова, СГ.Энгельгардт, П.С.Николаев, Л. И. Леонов (Шарпантье), А. К. Паприц, А. Н. Кашперова, А.М.Степанова, Н.С.Волков, И.Н.Андреев, Мария Петровна — жена и ее сестра С.П.Иванова, А.А.Харитонов, сестра А.Н.Серова — С.Н.Дютур, К.И.Колковская, Долорес Гарсиа, П.М.Михайлов-Остроумов, А.Я.Билибина, С.П.Стуне- . ева, В.А.Шемаев, Эмилия Ом, А.Ф.Соловьева (Вертейль). Этот список учеников Глинки может быть продолжен, но если бы мы и перечислили все известные нам фамилии учеников, он не был бы полным. Есть основания предполагать, что имена многих его учеников не дошли до нас.

Среди певцов и вокальных педагогов можно отметить определенную недооценку педагогической деятельности Глинки. Высказываются мысли о том, что Глинка занимался главным образом с любителями пения, а известные артисты театра пользовались у него всего лишь отдельными консультациями.

Однако эти доводы легко опровергаются фактами.

Начнем с О.А.Петрова, которого еще при жизни все считали учеником Кавоса. Действительно, Петров перед поступлением на оперную сцену несколько месяцев занимался у Кавоса, но потом ежедневно на протяжении всей своей долгой жизни он пел упражнения Глинки. По методу Глинки, а не Кавоса, он обучал впоследствии своих учеников.

Когда заходит речь о С.С.Гулаке-Артемовском, то первым долгом стараются подчеркнуть, что он учился в Италии. Да, учился. Но Глинка не только «вывез» его из Украины, но и долго занимался с ним, считал Артемовского своим учеником. На средства, собранные от «благотворительного» концерта, он и послал Гулака-Артемовского в Италию. Итальянский педагог Джулио Алари нашел, что голос его сформирован, а устранение некоторых недостатков не составит трудности.

Под руководством Глинки А.П.Лоди не только успешно дебютировал на сцене оперного театра, но и стал продолжателем его педагогического метода.

Интересную работу провел Глинка с Д.М.Леоновой. Первая встреча не принесла радости ни педагогу, ни ученице. Зловещее качание голоса Леоновой огорчило Глинку. Мудрые советы, а впоследствии систематические занятия оказали воздействие на способ звукоизвлечения и на исполнительскую манеру певицы. Впоследствии Леонова стала крупной оперной и концертной певицей.

Кропотливые многолетние занятия с Н.К.Ивановым позволили Глинке превратить его во всемирно известного оперного певца.

Неоценимое значение для развития русской вокальной школы имели занятия с артистами — участниками постановки «Ивана Сусанина».

Поразительна щедрость, с которой Глинка раздавал свои познания и маститым артистам и скромным начинающим певцам.

Наиболее полно его методические устремления зафиксированы в «Упражнениях» и «Школе пения». Определенный педагогический интерес представляют также вокализы — этюды, экзерсисы, воспоминания его учеников и др. материалы.

«Школа пения» написана Глинкой предположительно в 1856 году для А.Н.Кашперовой — жены композитора и вокального педагога В.Н.Кашперова. Другим вокально-методическим трудом Глинки являются «Упражнения», написанные для О. А. Петрова (1835/36 гг.). Кроме этого Глинка оставил нам «7 этюдов», сочиненных в 1830 году для сестры Натальи Ивановны. Из «Шести этюдов» дошли до нас лишь 5 (в эскизных набросках). Этюды написаны в 1833/34 гг. в Берлине. «Четыре экзерсиса», совершенно не имеющие сопровождения, написаны для ученицы Т.А.Александровой.

Глинка не был теоретиком вокала. Его принципы нашли наилучшее отражение в его пении, исполнительстве. Отдельные, труды вокально-педагогического характера, разбросанные высказывания, замечания по вопросам вокального исполнительства служат как бы письменным подтверждением и дополнением практической деятельности.

Первые и самые сильные впечатления Глинки — от народного пения, от русских певцов в оперном театре и в концертах. Он пишет: «Русский театр в то время не был в таком бедственном состоянии, как ныне от постоянных набегов итальянцев. Несведущие, но напыщенные своим мнимым достоинством, итальянские певуны не наводняли тогда, подобно корсарам, столиц Европы. К моему счастью, их тогда не было в Петербурге, почему репертуар был разнообразный... Теноры Климовский и Самойлов, бас Злов были певцы весьма примечательные, а известная певица наша Сандунова, хотя уже не играла на театре, но участвовала в больших концертах, и я слышал ее в ораториях. Тогда я худо понимал серьезное пение...»[1, 76].

«Весьма примечательные» певцы, названные Глинкой, были не менее замечательными актерами. Посещения театра и впечатления от игры русских певцов оказали решающее влияние на формирование вокально-эстетических взглядов композитора. Как мы увидим и в дальнейшем, для Глинки оперный певец—это всегда певец-актер. Только с этим критерием он подходит к оценке оперного артиста, усматривая свой идеал в гармоничном слиянии хорошо развитых вокальных данных с актерским дарованием, необходимым для реалистического воплощения вокально-сценических образов. Еще до поездки в Италию Глинка знакомится с итальянским певцом Беллоли и берет у него уроки пения. Успехи в занятиях по сольному пению с Беллоли способствовали удачным выступлениям с отрывками из опер buffa в обстановке домашнего музицирования.

Занятия пением, участие в любительских спектаклях выработали и укрепили взгляды Глинки на вокальное искусство. Ему было чуждо широко распространенное обывательское отношение к пению как к приятному времяпрепровождению. Глинка не сразу полюбил пение, стал высоко ценить дар певца, сложное мастерство владения голосом (до этого его больше увлекали оркестр и солирующие инструменты).

Глинка во время путешествия по Италии стремится овладеть в совершенстве искусством пения. Обладая завидной скромностью, он долгое время не решается сочинять вокальные произведения, потому что не считает еще себя «вполне знакомым со всеми тонкостями искусства». Высокое мастерство известнейших итальянских певцов Рубини, Тамбурини, Пасты, Гризи вызывает в Глинке временное увлечение виртуозностью. С целью узнать «секрет» пения, Глинка вместе со своим учеником — певцом Ивановым — терпеливо посещает уроки лучших педагогов, где получает немало ценных сведений о природе и особенностях певческих голосов.

Следует полагать, что Глинка быстро и в совершенстве постиг, впитал в себя эталон итальянского пения и стремился в соответствии с ним воспитывать отечественных певцов, прививая им оперно-концертную манеру звукообразования. Отдавая должное итальянскому влиянию, мы не можем считать Глинку всего лишь способным учеником, подражателем, последователем итальянской школы. Но в области восприятия культуры певческого тона Глинка был многим обязан итальянским певцам и педа-гогам.

Постепенно Глинка овладевает «капризным и трудным искусством управлять голосом и ловко писать для него». Eгo высказывания говорят о большой эрудиции в этой области. Глинка прекрасно знал средства, ресурсы вокальной выразительности и считал, что они приобретаются упорным трудом под руководством опытного учителя. Только располагая целым комплексом вокально-технических навыков, певец может придать своему исполнению законченную форму, завершенность.

Освещая эволюцию педагогической вокальной деятельности Глинки, необходимо провести некоторые параллели между его вокальной эстетикой и особенностями народнопесенного исполнительства, такими, как полное единение слов и напева; манера «сказывать» песни; четкая манера произношения слов, хорошая дикция; использование вокально-технических средств в зависимости от содержания песни; хорошее дыхание, владение продолжительной музыкальной фразой, внимание к тембровым качествам голоса поющего. Украшения русского певца в народной песне — это не итальянские фиоритуры. В них слышится отражение русского характера, родной суровой природы, они не отрываются от текста и распеваются не только отдельные гласные, а смысл слов, эмоция, содержание, чтобы еще больше оттенить их психологическую весомость.

Сопоставляя взгляды русских народных певцов с вокально-педагогическими воззрениями Глинки, замечаем в них много общего, что находит свое выражение в одинаковом решении основных вопросов вокального искусства. Это проявляется в реалистическом отношении к исполняемой музыке, в использовании средств вокальной выразительности в зависимости от содержания произведения, в приоритете содержания над формой и др. Как в народе осуждается украшательская манера, так и Глинка нетерпимо относится к итальянским фиоритурам, не допускает их при исполнении вокальных партий «Сусанина» и «Руслана». Русский распев на широком, льющемся дыхании и народная манера «сказывать» песню, внимательное отношение к поэтическому тексту, — все это близко вокально-педагогическим взглядам Глинки. Много общего находим в отношении к тембру голоса, музыкальной фразе, дыханию, оценке вокальных данных певца.

ВЫВОД: таким образом, в формировании и эволюции вокально-педагогических взглядов Глинки русское народное песенное исполнительство сыграло значительную роль. Сопоставляя взгляды русских народных певцов с вокально-педагогическими воззрениями Глинки, замечаем в них много общего, что находит свое выражение в одинаковом решении основных вопросов вокального искусства.