logo search
БИЛЕТ 1

. Хореографическая самодеятельность в годы Великой отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х — начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: «Ревизор» Гоголя (Ленинградский университет), «Шторм» Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), «Аттестат зрелости» Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др.

2.Фореггер, Николай Михайлович (полная фамилия Фореггер фон Грейфентурн) (24 марта (6 апреля н.ст.) 1892, Киев — 8 июня 1939, Москва) — основатель театральной студии Мастерская Фореггера (Мастфор), театральный деятель широкого профиля: режиссёр, хореограф, художник театра, театральный публицист.

Семья из рода обрусевших австрийских баронов. Окончил юридический факультет Киевского университета, но по специальности не работал. Отличное владение несколькими иностранными языками дало возможность Фореггеру серьёзно изучить различные области западной культуры и приобрести поистине энциклопедические знания. Его первоначальный интерес к театру также связан с Европой: ещё в 1915 году в Киеве он подготавливает исследование о демократических формах французского ярмарочного «театра четырёх масок»[1]. Увлекся театральным искусством, жанром театральной условности: комедия дель арте, сценические формы, пародии, циркачество, биодвижение, танец, музыкальность, фарс, буффонада, гротеск. В 1916 переехал в Москву, где в 1916—1918 работал в Московском Камерном Театре и театре-кабаре «Кривое зеркало». Под псевдонимом Фракасс публиковал театральные зарисовки в петербургском журнале «Театр и искусство» А. Р. Кугеля. В 1918 организовал в Москве, в своей квартире на Малой Никитской улице «Театр Четырех масок», где впертые попробовал себя как театральный режиссёр. В постановке участвовали И. В. Ильинский и А. П. Кторов.

Мастфор

В 1920 в Московском Доме печати на Арбате, дом № 7[2], создал Мастерскую Фореггера (Мастфор), просуществовавшую до 1924 года. В 1922 Мастфор вошел в состав ГИТИС под названием Мастерская № 2 ГИТИС. Сатира, буффонада, гротеск — стали основными жанровыми приемами эстетики мастерской. Именно Фореггер и Масс впервые в советском театре вывели на сцену торговок, нэпманов, разновидности интеллигентов-болтунов, партбюрократов, показав их в одноактных стихотворных буффонадах[3]. В Мастфоре работали В. З. Масс и О. М. Брик (заведующие литературной частью),М. И. Блантер и Б.Бер (заведующие музыкальной частью), С. М. Эйзенштейн и С. И. Юткевич, В. П. Комарденков (художники). Актерами театра были Б.Барнет, С. А. Герасимов, Т. Макарова, Ф.Кнорре (будущий писатель), танцовщицы Наталия Глан, Людмила Семенова (в последние годы проживавшая в доме творчества в Матвеевском, оставившая воспоминания). Стремясь к воспитанию синтетического актера, Фореггер разработал систему «тафизтренажа» (танцевально-физической тренировки), поэтому его актеры в совершенстве владели телом, прекрасно двигались, танцевали на профессиональном уровне. Острая театральная форма и пролеткультовский пафос отрицания классического наследия роднили Мастфор с агиттеатром «Синяя блуза». О.Брик называл спектакли Мастфора «агитхоллом» (по аналогии с мюзик-холлом)[4].

За четыре года существования театра были поставлены спектакли: обозрение «Хорошее отношение к лошадям» (1921) В.Маяковского; «Гарантии Гента» (1922) В.Масса; мелодрама «Воровка детей» А.Деннери; комедия «Сверхъестественный сын» Г.Данкура и М.Вокара; пародия «Спектакль шарлатанов» Г.Геллерта; оперетта «Тайна Канарских островов» Ш.Лекока, буффонада «Живой-мёртвый» по пьесе Филиппи «Клоун Господа». Кроме этого, с огромным успехом шли отдельные пародийные номера в постановке Фореггера. Огромную известность получили номера «Танцы машин» (по другим источникам «Механические танцы») (1922), в которых он пытался средствами акробатики и современных ритмичных танцев на основе джазовой музыки, стилизованной под звуки лязга, треска и свиста машин, воспроизвести ритм и характер производственных процессов [4]..

Не менее популярен стал номер «Чёрный лебедь» в исполнении Людмилы Семеновой. Это одновременно была пародия на балетный классический танец и трагическая история подбитого лебедя с переломанным крылом, умирающего не в органических движениях классических па, а в тяжёлых конвульсиях падающего со скрюченными лапками.

В 1924 году помещение театра сгорело, труппа выехала с гастролями на юг России, а осенью была расформирована. Но ещё незадолго до этого несколько человек покинуло Мастфор: Масс, Эйзенштейн, Юткевич. В 1924 году специальным декретом в стране была запрещена деятельность всех пластических и ритмопластических студий [5].

Последние годы

Фореггер начал сотрудничать с различными театрами миниатюр и коллективами «Синей блузы» — новой формой агитационного театра, взявшим на вооружение некоторые его постановочные приемы, и в частности «парад масок» и динамическое построение действия. В «синеблузном» движении, получившем огромное распространение по всей стране, Фореггер смог увидеть осуществление своей заветной цели: общение боевого, агитационного искусства с многотысячной аудиторией[6]. Но в 1933 году было покончено и с «синеблузниками». Фореггер, чтобы не потерять профессию, вынужден был повернуться к традиционным постановкам на психологической основе. В Москве Фореггер больше не работал. Он поставил несколько спектаклей, в том числе в Ленинграде в 1926 вместе с С.Радловым и В.Вайноненом участвовал в постановке оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Работал на Украине, в Харьковском театре оперы и балета имени Н. В. Лысенко (1929—1931 главным режиссёром и главным балетмейстером), выпуская полнометражные спектакли. В 1932 году поставил оперу «Князь Игорь» А.Бородина. Постановка оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» в 1939 году в Куйбышевском театре оперы и балета стала его последним спектаклем. 8 июня 1939 умер в Москве от туберкулёза.

Долгое время имя талантливого постановщика было незаслуженно забыто. Поиски разных театральных форм были объявлены чуждыми советскому искусству. Правильной считалась только реалистическая психологическая театральная школа, остальное называлось формализмом (в формализме обвинялись также Мейерхольд, Прокофьев и Шостакович и ещё очень многие талантливые деятели искусства). Тем не менее профессиональные театральные мастера всегда помнили и учитывали опыт и имя Фореггера.

К театральной практике пришел и Н. М. Фореггер. Вначале он делал эскизы театральных костюмов, а в журнале «Театр и искусство» опубликовал целый ряд статей. В 17-ом году он заведует литературной частью Камерного театра во время его короткого пребывания в Петрограде. Культ пантомимы, выразительной пластики, царившей в театре Таирова, произвел на него громадное впечатление, и сценическое движение стало для него главным и подтолкнуло к созданию «Танца машин». Он в своей квартире устроил театр, в котором принимали участие Игорь Ильинский и Кторов. Огромную известность получили номера «Танцы машин» (по другим источникам «Механические танцы») (1922), в которых он пытался средствами акробатики и современных ритмичных танцев на основе джазовой музыки, стилизованной под звуки лязга, треска и свиста машин, воспроизвести ритм и характер производственных процессов

 Большое влияние на эстетику Мастфора оказал первый отечественный джаз-оркестр В.Парнаха (Парнаху же принадлежала идея знаменитого номера Танцы Машин, поставленного Фореггером в 1922). Стремясь к воспитанию синтетического актера, Фореггер разработал систему тафизтренажа (танцевально-физической тренировки), поэтому его актеры в совершенстве владели телом, прекрасно двигались, танцевали на профессиональном уровне. Острая театральная форма и пролеткультовский пафос отрицания классического наследия роднили Мастфор с агиттеатром «Синяя блуза». О.Брик называл спектакли Мастфора «агитхоллом» (по аналогии с мюзик-холлом).