logo
БИЛЕТ 1

Билет 2. Любительское хореографическое творчество 20-х годов XX века

1.После Октябрьской революции 1917 года в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.). Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д

2. БАЛЕТМЕЙСТЕР, АРТИСТ БАЛЕТА  ИГОРЬ   АЛЕКСАНДРОВИЧ МОИСЕЕВ   Игорь Александрович Моисеев (21.01.1906г. – 02.11.2007 г)  – величайший хореограф  XX века, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель  Государственного Академического ансамбля народного танца, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий,  кавалер ордена « За заслуги перед Отечеством» I степени.   Моисеев Игорь Александрович  –  величайший хореограф, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.  Игорь Александрович  родился в Киеве 21 января 1906 года. Отец –  Моисеев Александр Михайлович, адвокат. Мать –  Грэн Анна Александровна, модистка, из семьи румынских евреев. Александр Михайлович Моисеев очень повлиял на развитие сына. От него Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Но творческими способностями  – к рисованию и музыке  – был скорее обязан матери. Отец очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения – качества, которые дает танец. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой (1920).   В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания  был принят в балетную труппу Большого Театра, а  затем стал его солистом. В Большом Театре он мог бы стать одним из ведущих солистов. Но его привлекла идея сочинять танцы самому. Уже в 24 года, в 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером: сначала он был постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях и вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты. Его работы на драматической сцене, в сотрудничестве с вахтанговцами, были событиями театральной Москвы.  Благодаря привитой родителями дисциплине сформировалась главная черта Моисеева – целеустремленность. «Посей действие –   пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу. Если трудно достичь результата ( сразу достичь результат легко, но трудно удержать его), нужно построить жизнь так, чтобы каждый день, хотя бы на миллиметр двигал тебя вперед, укрепляясь на завоеванной территории».      Интерес Игоря Моисеева к народному творчеству формировался еще в начале 1930-х годов, когда он пешком и верхом объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.    «Интересуясь фольклором, я ездил по белорусским деревням. Дело было осенью, поспевал урожай картофеля. Навстречу нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. Я спросил моего спутника, о чем они поют. Оказалось, они пели о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродиться, тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут и песни, будут и пляски. Возвратившись в Москву, я сделал танец под названием «Бульба». Когда лет через пятнадцать я снова побывал в Белоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою «Бульбу». Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Мне отвечают: «А он у нас всегда был». Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии после моей постановки. Если твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, – это ли не высшая форма признания!.   Его интерес не остался незамеченным – в 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только, что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца    «В его ансамбле все отточено, доведено до совершенства. Его танцовщики танцуют как один человек»  – Майя Плисецкая.   Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.  «Все встречи, происходившие в моей жизни и, особенно, в молодости,  готовили меня к главному –  созданию Ансамбля, которому я посвятил уже без малого 70 лет».    10 февраля 1937 года  –  первый сбор небольшой (40 человек) труппы, составленной Моисеевым из самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов. Мог ли кто ожидать, что их первые шаги прозвенят азартной дробью на полстраны. Но в следующем, 1938г. ансамбль уже танцевал на правительственном концерте в Большом Театре, пожинал богатый урожай зрительских восторгов, которые скоро перерастут во всенародную любовь. Свидетельство тому – неизменные аншлаги.   Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев – творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.   Война оттеснила на задний план все задачи, кроме одной  – сохранить ансамбль. Основательно поредевший, (часть танцоров мобилизована) он без устали колесит по стране, выступая в госпиталях, военных частях, на заводах, иногда по три раза в день. Не было никаких дотаций  –  зарабатывали сами. Мало того, внесли полтора миллиона на оборону. Сразу после войны – гастрольный марафон.   Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами.   Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне.  Зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.   «Из моей жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Мы побывали с ансамблем в 60 странах мира. Триумф во Франции сменялся триумфом в Америке»   С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира.    «Балет Моисеева» на всех языках произносится одинаково. Словно волшебная формула, открывающая целый мир, объединившая чувством радостного изумления зрителей всех континентов. Праздник, чудо, фейерверк– синонимам формулы нет конца.      Цена этой радости узнавания – подвижнический труд не одного поколения моисеевцев.       В 1999 году –  И.А. Моисеев занесен в книгу рекордов Гиннеса:   1.За самую долголетнюю творческую деятельность в области хореографии.   2.За рекордное количество поставленных хореографических произведений.   3. За выдающийся вклад в развитие мировой народно-сценической хореографии.      3.ТВОРЧЕСКИЙ  МЕТОД  И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ТАНЦА ИГОРЯ МОИСЕЕВА.    Ансамбль Моисеева – давно эталон и мировая знаменитость. Начав с нуля (никогда и нигде не было аналогов тому, что он задумал), Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр – сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему, без которой не могла бы появиться ни студия при ансамбле, ни многочисленные коллективы последователи. Он твердо прочертил линию жизни своего ансамбля, и эта линия – восходящая, от отдельных танцевальных номеров, через хореографические композиции и сюжеты, к одноактным спектаклям.  Он смотрел из будущего. И невозмутимо обходя невежд, доверял единомышленникам – своим танцорам. Хотя трудностей и тут было предостаточно. Одни пришли едва ли не с деревенской околицы, другие –  с  балетных подмостков. Предстояло переплавить лихую народную выходку и сухость академизма в единую танцевальную манеру. Ныне знаменитый моисеевский стиль. Тогда же не было ни опыта, ни знания, ни традиций  –  всё создавали впервые. И аргументы в защиту моисеевской идеи Театра танца ансамбль «вытанцовывал» в упорном труде. Тем энтузиастам и смельчакам, что радостно и без оглядки устремились за ним в неизвестность, Моисеев благодарен и по сей день.  «Я так возвышен, потому что  у меня есть крылья – это мой коллектив, без них я бы был, как парус без ветра, как дирижёр без оркестра».   «Моей конечной целью было создание театра с труппой такого уровня, при котором я мог бы осуществить любую постановку» Он никогда не был праздным мечтателем, и все, что было в его воле, сделал. Но свое слово «сказали»  и объективные обстоятельства. «Я всегда занимался тем, что мне нравилось». Видимо, в этом одна из причин долголетия и успеха феноменального человека, который умеет обращать обстоятельства в свою пользу и в пользу своего дела.   Еще одна важная заслуга  Моисеева – создание уникальной, единственной в мире моисеевской  Школы танца (1943). Ее отличительные черты – высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым – широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы – лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.     В основе его хореографии лежит так называемое плие. Этот термин в балете означает низкое приседание. Вы всегда отличите «моисеевцев» по плие, которое присутствует в каждом движении. Этот прием действует как пружина, все движения танцора становятся более широкими и мощными. Представьте, за два прыжка «моисеевцы» могут пересечь любую сцену, независимо от ее размеров.       «Прием plie – это пружина, а значит, энергия. Без plie не может быть ни движения, ни толчка для прыжка  – какой тогда танец? На сцене plie  дает движению необходимую широту, какой нет в народных танцах.      Собственно, это основа нашей школы танца. Вы говорите трудно? Так я никого не держу. У нас вообще всё танцевать неудобно – слишком много сил надо тратить» «Моисеев не только великий хореограф, он еще и блестящий режиссер. Потому что в его танце каждое движение, каждый поворот головы что-то означает. У Моисеева нет абстрактных движений на сцене, он всегда создает образ, картину мира. Каждый артист, который выходит на сцену, не просто блестящий танцовщик, но еще и солист, и актер, а все мы вместе – единый ансамбль».   Владимир Васильев: «У Моисеева удивительная манера показа движений. Это точность и вместе с тем элегантность. У него никогда не было грубости. А если и грубость, то все равно какая-то утонченная. Как артист, я в огромной степени обязан ему, его манере показывать движения».    Лев Голованов, педагог-репетитор ансамбля: « Все говорят про Моисеева: «Великий мастер!», «Оригинальный!», а он еще и добрый человек! Обо всем помнит и обо всех заботится. Не помню случая, чтобы он кому-то отказал, за кого-то не похлопотал. Один артист даже жил у него дома, когда ему негде было обитать. Он очень хорошо чувствует юмор. Несмотря на свой возраст, не теряет юношеские чувства. Игорь Моисеев народный танец поднял на новую высоту. Он брал простые образцы и превращал их в алмазы. Например, у узбеков есть трюк с блюдом, где блюдо вращается на спине и поднимается на голову. Из этого трюка Моисеев сделал сценку, в которой узбек моет руки, разделяет трапезу и т. д. Он умеет расширить какой-то факт на основе народной хореографии. Моисеев не просто берет и ставит танец как музейный экспонат, он танцу дает новую жизнь»    Сергей Аникин, педагог-репетитор ансамбля: « Танец Моисеева – это не просто механическое движение под музыку. Это всегда характер, всегда образ, вот почему зритель всегда всё понимает без объяснений»    На репетициях он прокладывает путь, который умеет превратить в захватывающее восхождение к вершине, но который не желает облегчать, ни себе, ни другим.  Без устали простреливает репетиционное пространство острым словом: « уворачивайся, танцор, будь гибким и выносливым!»         Не выносит работы в полноги. Но довольно его саркастического: «На что это вы мне намекаете?» –  как всё преобразится. А может не говорить ничего, вдруг ушел в себя, кажется, не видит и не слышит. Но Моисеев здесь – и они выложатся на все сто        Потому что магия в самой его фигуре. Потому что он – этический и эстетический центр этого мира, который покоится на крепчайшей из опор – культуре работы и дисциплины, и в котором выплавляется удивительное своей ясностью и открытостью искусство. Этот сотворенный им мир – ансамбль народного танца – стал главной темой его жизни.   Поразительное пластическое решение, непривычное действо ансамбля народного танца завораживает зрителя. Лучшие традиции народного танца в сочетании со сложной акробатикой приводит неимоверной силы впечатление, которое незабываемо! «Моисеев владел глубоким знанием хореографической лексики, умением пользоваться ею как выразительным средством раскрытия внутреннего мира героя и многообразной картины мира. Обладал богатой фантазией и изобретательностью в создании характерной для персонажа пластической «речи».      По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах. «Ансамбль стал новаторским явлением в истории мировой хореографической культуры, новым видом танцевально-сценического искусства» Многие постановки  Игоря Моисеева являются золотым  фондом   мировой хореографической культуры: русский танец «Лето»,  молдавская сюита «Жок», старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого», танец аргентинских пастухов «Гаучо», калмыцкий танец, сюита греческих танцев «Сиртаки», танец бессарабских цыган, корейский танец «Санчонга, «легендарное» моисеевское  « Яблочко», «Татарочка» и другие. Моисеев создал собственную систему: переплавляя академизм балета и лихую народную пляску в единую танцевальную манеру.   С помощью своего моисеевского метода возродил исчезающие народные  танцы, дав им новую жизнь для нескольких поколений. После ухода из жизни И.Моисеева его школа продолжает жить: танцевальные номера, которые он не успел доставить, создают юные молодые балетмейстеры, воспитанные на моисеевских традициях, на его исполнительской культуре.

БИЛЕТ №3

  1. Любительская самодеятельность 30-х годов XX века

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Пути сценической интерпретации народных танцев на пороге 30-х годов искали видные деятели балетного театра. Например: матросские пляски в балете «Красный мак» (1927 г.) перекликались с поисками клубного танца, народный танец в балете «Пламя Парижа» (1932 г.) возобладал над классическим. Особую роль в жизни народной хореографии сыграл Всесоюзный фестиваль народного танца (1936 г.), к участию в котором допускались только танцовщики-любители, показывающие национальные танцы. Сценические варианты этих танцев почти не отличались от этнографических образцов и поражали самобытностью материала. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения.

Эмиль Жак-Далькроз

Emile Jaques-Dalcroze

День рождения: 06.07.1865 года Возраст: 84 года Место рождения: Вена, Австрия Дата смерти: 01.07.1950 года Место смерти: Женева,Швейцария Гражданство: Швейцария