logo search
Muzlo 2 курс

Лондонские симфонии

12 лондонских симфоний завершают симфоническое творчество Гайдна. В 1793-94 годах, когда они создавались, Гайдн был увенчан славой, обласкан вельможами, но продолжал как всегда неустанно работать. Он совершил все, к чему был призван: Лондонские симфонии излучают довольство и покой, радость и свет. Они выражают философский оптимизм и постоянное стремление к действию, столь характерные для века Просвещения.

Симфония № 100, 1792, "Военная", I часть. Сонатное allegro наилучшим образом отображает контрасты и изменчивость бытия, выражает театральность и действенность эпохи Просвещения. Сразу после спокойного, размеренного вступления, первая часть погружает слушателя в поток событий, которыми наполнена жизнь воображаемого героя симфонии; а в главной партии первой части перед публикой предстает он сам. Народные австрийские мелодии наилучшим образом могут представить этого героя, спокойно делающего свое дело и радостно вкушающего плоды своих трудов. Когда главная тема прозвучала, композитор вступает в своеобразную игру со слушателем: там, где слушатель ждет завершения фразы, Гайдн уводит в сторону, там, где должно быть успокоение и закрепление заявленной тональности, Гайдн как бы нарочно "промахивается" и музыка кружит и плутает, пока не обретет наконец точку опоры. Деятельная энергия и юмор наполняют музыку Гайдна, который не устает развлекать публику остроумными музыкальными находками. Побочная партия повторяет главную, что нередко для Гайдна, зато для конца экспозиции автор приберег очаровательную, шутливо-танцевальную заключительную партию. Разработка усиливает энергию и оживление, которых и в экспозиции было достаточно. Игровые приемы развития занимают у Гайдна господствующее положение: ведь его герою не с кем и не с чем бороться ни в себе самом, ни в мире, ему не к чему стремиться и нечего преодолевать - персонаж "золотого века", которого избрал своим героем Гайдн, способен бесконечно предаваться игре. Он как будто упражняет свою изобретательность, придумывая новые возможности для развития одного или двух мотивов. Гайдн как бы выхватывает крупным планом начальный мотив заключительной партии, а затем без устали перебрасывает его в разные тональности, в разные регистры, отдает разным инструментам: слушатель все время ждет каких-то событий, напряжение возрастает, но… ничего не происходит кроме "ввинчиванья" и "вкручивания" все того же знакомого мотива. Он дразнит слушателя, он как будто на ладони, однако все время ускользает, продолжая бегать и кувыркаться. Нельзя не восхищаться конструктивным гением Гайдна, который из нескольких нот может сотворить море музыкальных фокусов и шуток…

Симфония № 103, Es-dur, начинается с тремоло литавр, за это и получила своё название. Симфония имеет светлый, жизнерадостный характер. Её темы близки народным немецко-австрийским и хорватским мелодиям. Медленное вступление открывает первую часть. После тремоло литавр, напоминающего отдалённый раскат грома, звучит приглушённая, несколько таинственная тема.

Вступление оттеняет весёлую и подвижную музыку allegro. Первая тема - главная партия, сразу же вводит в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер и изложена в основной тональности. Вначале она звучит у струнных, затем её подхватывает весь оркестр. Следующую яркую тему часто называют побочной партией, но это спорный вопрос. Дело в том, что во времена Гайдна контраст главной партии обеспечивала заключительная, а не побочная, как это было принято позже. А побочная в свою очередь либо повторяла тему главной (как в симфонии № 100), либо строилась на общих формах движения (как здесь). Этот обычай является отголоском старо-сонатной формы. Так вот, заключительная партия тоже танцевальна. Лёгкая, изящная мелодия изложена в доминантовой тональности си-бемоль мажор, вальсовый аккомпанемент (скорее, лендлер), придаёт музыке большую мягкость, тембр гобоя - новую окраску. Своим характером партия близка венской уличной песенке.

В разработке главная партия делится на две части, и каждая из них развивается самостоятельно, что подчёркивает их контрастность. Далее звучит тема вступления, но благодаря быстрому темпу она теряет свой сдержанный характер и включается в общее развитие. Заключительная появляется у скрипок и флейты в ре-бемоль мажоре. Таким образом, каждая из тем претерпевает изменения, получает новое освещение - новую тональность и оркестровую окраску, ещё сильней подчёркиваются различия. В репризе все темы звучат в основной тональности, и перед заключением появляется тема вступления в своём первоначальном виде. Тематическое обрамление придаёт первой части целостность и ярче оттеняет стремительную, жизнерадостную коду. После быстрой и весёлой, полной контрастов первой части, andante вносит успокоение. Написано в форме двухтемных вариаций. Первая тема взята из народной хорватской песни. Повествовательного характера, она звучит неторопливо и спокойно у струнных инструментов в тональности до-минор. Вторая тема при явном сходстве (квартовый затакт, общее направление мелодии, повышенная IV ступень) носит противоположный характер - маршевый, бодрый, волевой, и звучит в одноимённом до мажоре. С каждой вариацией контраст, заложенный в темах, сглаживается.

В менуэте Гайдн сочетает изящество и гибкость с подчёркнутым чеканным ритмом - чертами, присущими его исполнению в народе. Финал возвращает к празднично-танцевальному настроению первой части, но здесь уже нет тех контрастов, которые вызывали напряжённость музыкального развития.

Отдельно стоит сказать об оркестре Гайдна. В 18 веке не было упорядоченных сведений о составе оркестра, группах инструментов. Тембру не придавалось особого значения. Композитор мог написать произведение и не указать, для какого оно инструмента. Гайдн первый разделил музыкальные инструменты оркестра по способу звукоизвлечения на четыре группы: струнно-смычковую, деревянную духовую, медную духовую и ударную. Конечно, современные симфонические оркестры значительно отличаются по составу от оркестра Гайдна, но заслуга его не померкла в веках.

Вопрос № 8

Моцарт Вольфганг Амадей 27 января 1756 года — 5 декабря 1791 года

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

История жизни

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный вундеркинд, родился в австрийском городе Зальцбурге и начал учиться музыке в 4-летнем возрасте под руководством своего строгого отца-скрипача. В 5-летнем возрасте Моцарт стал сам сочинять собственные музыкальные произведения, а в 6 лет поразил европейскую аристократию концертами, на которых исполнял свои произведения вместе с музыкально одаренной сестрой. Он виртуозно играл на скрипке, органе и клавесине. Несмотря на свою поистине европейскую известность, Моцарт оставался простым и естественным. С годами жизнь Моцарта резко изменилась. Невысокого роста, бледный, с невзрачной внешностью, Моцарт так и не смог привлечь к себе внимание богатых покровителей, поскольку никто не считал его серьезным зрелым композитором. Он так и не смог найти себе какую-нибудь работу, которая оплачивалась бы настолько хорошо, чтобы он мог посвятить себя созданию серьезных и крупных музыкальных произведений, о которых мечтал. Много драгоценного времени тратилось на уроки музыки, которые Моцарт вынужден был давать, чтобы зарабатывать на жизнь, и на создание дешевых халтурных произведений. Вся жизнь Моцарта заключалась в неравной битве с конкурентами, болезнями и нищетой. Битву эту Моцарт проиграл. Композитор и его жена Констанция жили не по средствам. Они любили получать удовольствие от жизни, и их деньги всегда таяли с фантастической скоростью. Они также очень любили принимать гостей, на что щедро тратились огромные суммы. Моцарт умер в возрасте 35 лет от болезни почек, вызванной недоеданием и хронической усталостью от постоянного перенапряжения. Он остался должен значительные суммы денег всем своим друзьям, а также своим портному и драпировщику. Из-за сильного ливня его жена и друзья не смогли поехать на кладбище, куда повезли гроб с телом Моцарта. Прошло еще 17 лет, прежде чем Констанция узнала о том, что Моцарта похоронили в бесплатной общей могиле для нищих и бездомных. С детства Моцарта окружало огромное количество женщин. Он наслаждался флиртом с ними и не раз говорил, что если бы ему пришлось жениться на всех женщинах, с которыми он флиртовал, то ему пришлось бы иметь не менее сотни жен. Когда ему было 20 лет, он, например, поддерживал длительную любовную переписку со своей любимой кузиной Марией Анной Теклой Моцарт. В одном из своих многочисленных концертных турне Моцарт по-настоящему влюбился в первый раз в жизни. Он полюбил 16-летнюю красавицу Алоизию Уэбер, которая готовилась стать оперной певицей, и проводил с ней большую часть своего свободного времени. Когда об их отношениях узнал отец Моцарта, он тут же приказал ему вернуться домой, поскольку считал, что по своему социальному положению семья Уэберов находится значительно ниже семьи Моцартов. Через несколько месяцев Вольфганг опять повстречался с Алоизией, которая к тому времени уже стала оперной певицей в Мюнхене. Выяснилось, однако, что Алоизия совершенно забыла о нем и не собирается восстанавливать их отношения. Через много лет после смерти Моцарта Алоизию спросили, почему она так быстро охладела к нему. Алоизия ответила так: "Да я и сама теперь не знаю. Он мне всегда казался таким маленьким и невзрачным". В 25-летнем возрасте Моцарт обратил внимание на младшую сестру Алоизии, необразованную и немузыкальную Констанцию. В письме отцу Моцарт написал, что Констанция некрасива, но обладает золотым сердцем и является великолепной хозяйкой. На этот раз мамаша Уэбер использовала все средства, чтобы удержать Моцарта в семье. Она сама распространила слухи о том, что Моцарт был уже слишком близок с Констанцией, а затем сообщила ему, что об их интимной связи говорят уже все вокруг, и , дескать, она уверена в том, что репутация ее дочери безнадежно испорчена. Хитрая женщина далее выдвинула ультиматум: Моцарт должен был либо оставить Констанцию навсегда, либо подписать брачный контракт, в котором говорилось, что в случае, если Моцарт нарушит свое обещание жениться на ней, он будет ежегодно выплачивать ей 300 гульденов (150 долларов). Вольфганг и не собирался оставлять Констанцию навсегда, а мамаша Уэбер, пытаясь доказать, что полностью доверяет Моцарту, порвала брачный контракт сразу же после того, как он его подписал. Когда Моцарт и Алоизия стали мужем и женой, ему было 26 лет, а ей 19. Их совместная жизнь продолжалась 9 лет и была по-настоящему счастливой. Они хорошо подходили друг другу. Констанция никогда не жаловалась на трудную жизнь и почти постоянное отсутствие денег и была обычно беременной и больной. Из шестерых детей, родившихся в семье, выжило только двое. Однажды к ним пришел гость, который увидел, что муж и жена танцуют, тесно прижавшись друг к другу. Делали они это не потому, что им было в тот момент так уж весело, а для того лишь, чтобы согреться. У них просто не было в тот день денег, чтобы купить хоть немного дров. Когда Моцарт умер, с Констанцией от отчаяния случилась страшная истерика. Позже ее второй муж Ниссен помог ей написать первую биографию Моцарта, которого Констанция пережила на 50 лет. Легенды утверждают, что у Моцарта было множество внебрачных связей. Он, однако, никогда не был Дон Жуаном, как герой его оперы. Когда Моцарту и автору либретто этой оперы да Понте понадобился человек, который мог бы послужить прообразом их героя, они обратились за советом к Казанове. Напряженная работа Моцарта отнимала у него все время и все его силы. Если он куда-нибудь уезжал, то писал теплые и нежные письма Констанции почти ежедневно. По этим письмам можно предположить, что Моцарт был идеалом супружеской верности. Кроме этого, Моцарт однажды сам признался, что не желает вступать в случайные связи, поскольку боится венерических болезней.