1.2. Музыка, как способ интерпретации поэтического текста
Литературно-поэтический текст в музыкальном искусстве может принимать различные формы. Художественное слово является обязательным элементом любого произведения вокального жанра, среди которых можно перечислить следующие: песня, романс, серенада, опера, кантата, оратория, а также хорал, мадригал, мотет, происхождение которых связано с более ранними эпохами. Союз слова и музыки имеет функциональное значение для выражения художественного содержания. Слово и музыкальный звук как средства выразительности могут служить органическим дополнением друг друга с точки зрения способов передачи содержания. В естественной речи содержание передается через значения слов языка, а в музыке оно выражается в звуковых образах. По Б.М.Теплову центральной функцией речи является функция обозначения, а музыки – выражения. Выполнение данных функций не исключает значимости выразительности речи или конкретизации музыкальных образов и звучаний, но именно эти функции составляют их основное, главное значение. Несмотря на функциональные различия, искусства слова и музыки имеют принципиально важные родственные черты. Во-первых, их главным средством выразительности является звук, который как физическое явление, имеет одну и ту же природу происхождения – звуковой волны. Лингвистические исследования подчеркивают данный факт (А.Мартине), согласно которому человеческий язык представляет звуковые знаки, тогда как привычные нам графические эквиваленты есть суть их отождествление в сознании. Второе положение логично вытекает из первого. Любое высказывание разворачивается во времени, т.к. его звуковые составляющие представляют линейную последовательность. Музыкальность естественной речи составляет ее звуковая структура, ритмы и рифмы художественного слова, тембр, динамика, акцентуация и метрические связи. Данные свойства не только становились причиной поисков специальных эквивалентов для фиксации аналогичных нотной записи. Среди неоднократных попыток записи мелодии речи на слух и при помощи приборов известны опыты создания музыкального произведения – романса – мелодический рисунок которого является точной записью звуковысотных и ритмических соотношений голоса чтеца (О.Э.Озаровская). Экспрессия и выразительность живой речи, а также и литературной служит для выражения эмоций. Эмоциональное отношение человека, произносящего что-либо, чаще всего с легкостью угадывается по смыслу интонации, даже если язык не известен. В контексте научных исследований данного направления, можно сделать вывод, что взаимодействие словесного и нотного текстов в вокальной музыке представляет проблемную область, требующую специального рассмотрения. Вокальные жанры представляют единственное направление музыкального искусства, в котором художественное слово и музыкальный звук разворачиваются во времени одновременно и параллельно друг с другом. Литературно-поэтический текст, выбранный в качестве подстрочника, имеет собственные музыкальные характеристики, выражающие неповторимый и уникальный художественный образ. Музыка, написанная композитором, представляет по отношению к словесному тексту интонационный инвариант. Таким образом, можно сказать, что поэт (литератор) и композитор вступают друг с другом в диалог. Интонация, как речевая, так и музыкальная в этом случае становится не только средством общения, но и неким объективным критерием для сопоставления и сравнения художественных идей. В русском и западно-европейском камерно-вокальном творческом наследии можно выделить ряд образов-тем, неоднократно послуживших источником вдохновения композиторов. Художественные образы, созданные поэтами в стихах, в музыкальном воплощении не только обретали вторую жизнь, но и обогащались новыми красками, раскрывали новые грани содержательного смысла. Художественную ценность в вокальном произведении представляют не только музыкально-выразительные средства: интонационное строение мелодии, ладогармоническое особенности и т.д., но и характер взаимосвязи музыкального и поэтического содержания. В процессе работы композитора со словесным текстом оригинальный замысел поэта может претерпевать некоторые изменения. Идейное переосмысление или структурное варьирование являются результатом преломления творческой индивидуальности композитора сквозь призму поэтического первоисточника. Литературно-поэтические тексты, неизменно привлекающие внимание композиторов, в большинстве случаев представляют лучшие образцы поэтического искусства, что оправдывает необходимость их тщательного изучения при помощи анализа. Таким образом, можно сделать вывод, что жанры вокальной музыки, в частности романс, это прежде всего взаимосвязь и взаимопроникновение двух смежных искусств, в некотором смысле, музыкальная ткань, написанная композитором- это индивидуальная интерпретация поэтического текста, которая не только отражает содержание поэтического текста, но и дополняет его ,эмоционально раскрашивает и придает уникальную оригинальность.