1.4. Поэзия а.С. Пушкина в творчестве с.В. Рахманинова
Пушкин Александр Сергеевич- рассвет не только для русской литературы, но и музыки, классической и современной. Значение его для музыкального искусства не ограничивается тем, что творчество его вдохновляло, вдохновляет и еще долгие, долгие годы будет вдохновлять композиторов и что русская музыкальная пушкиниана насчитывает уже многие тысячи названий. Пушкин ощущал музыкальность окружавшей его природы, вслушивался в ее голоса и запечатлевал их в своем творчестве. Но более всего прислушивался Пушкин к мелодическому строю русской речи, к ее напевности и ритмическому богатству, воспринимая ее в тесной связи с интонациями русской народной песни и танца, образы которых он так поэтически воплощал в своем творчестве. Русскую песню Пушкин знал в совершенстве и в этой области был не только глубоким знатоком, но и этнографом-художником, не только поэтом, но и исследователем. В народной песне поэта увлекали, конечно, не только слова, но и музыкальное их воплощение и даже колорит исполнения. Жизненный и творческий путь Пушкина неразрывно связан с русской песней, в которой воплотились заветные думы, надежды и переживания нашего великого народа. С детских лет окружал поэта богатый мир русской народной песни, и постепенно, из года в год, росла и крепла его любовь к народному творчеству. Он прошел через увлечения итальянской оперой и другими музыкальными впечатлениями своего времени, но чем более зрелым становилось мировоззрение поэта, тем ближе подходил он к истокам творчества народа и все чаще и чаще начинал предпочитать крестьянскую песню салонным музицированиям великосветских кругов. Врожденная музыкальность Пушкина обусловила необычайную мелодичность и выразительную интонационность его поэзии и прозы, притягивающих внимание многих поколений русских музыкантов. Поистине трудно переоценить колоссальное воздействие творчества Пушкина на отечественную музыкальную культуру XIX - XX веков, которая вне его могучего, чистого голоса, вне особой пушкинской темы сегодня просто немыслима. Пушкин в музыке - это десятки опер, балетов, песен, романсов, кантат, пьес. Творчество Пушкина вдохновляло многих блистательных композиторов. В их числе и С.В.Рахманинов (1873-1943), создавший 4 романса и 2 оперы по произведениям Пушкина. Часть этих произведений написана на Тамбовщине, в селе Ивановка, где композитор с 1890 по 1917 г.г. проводил почти каждую весну, лето а часто и осень. Дипломной работой С.В. Рахманинова при окончании консерватории в 1892 г. была опера "Алеко". В основу ее сюжета положена поэма Пушкина "Цыгане". Первым романсом на стихи Пушкина, созданным Рахманиновым, был "Не пой, красавица, при мне", над которым композитор работал летом 1893 г. В 1904 г. Рахманинов завершил небольшую оперу "Скупой рыцарь" по одноименной трагедии Пушкина. Следующее обращение к творчеству великого поэта состоялось в июне 1912 г. На тамбовской земле, в селе Ивановка, были созданы романсы "Муза", "Буря", "Арион". Надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Пушкина: оперы "Борис Годунов" и "Полтава". Для "Бориса Годунова" были сочинены ариозо царя Бориса и монолог летописца Пимена, работа над "Полтавой" остановилась на нескольких черновых эскизах.