Расцвет жанра: 1970-е гг
В конце 60-х — начале 70-х гг. джаз-рок развивался параллельно с другим «усложнённым» направлением рок-музыки — прогрессивным роком. Степень музыкальной экспрессии и множество исполнительских приемов были взяты из рок-музыки. За счет смешения исполнительских приёмов рока и экспрессии, экспериментальности джаза группам удалось добиться расширения спектра передаваемых ощущений. Одним из первых стал экспериментировать в этом направлении Фрэнк Заппа.
Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бэндов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки. Другие группы, опираясь на фри-джаз, стали больше экспериментировать с электрическим звучанием инструментов, различными направлениями музыки, усложнять мелодию, ритм. Джаз-фьюжн постепенно становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много внимания импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до виртуозности. Самыми значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией, считаются группы Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever, Brand X.
2. Джаз-рок. В терминологии стиля существует несколько подходов. Первый - временной, джаз-рок (jazz-rock) с 68-го по 75-ый год, далее уже фьюжн, а с конца 80-х - smooth jazz. Второй - стилистический, под джаз-роком подразумевают ранние работы групп типа Chicago и Blood, Sweat and Tears, а фьюжн, это – Майлз Дэвис, Чик Кориа, Джордж Бенсон и т.п. Иногда встречается следующая терминология: джаз-рок Майлза Дэвиса периода "Bitches Brew", классический джаз-рок (работы Грида Тейлора с Хьюбертом Лоусом, Деодато, Бенсоном), прогрессивый джаз-рок (Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever) и easy listening (легкий) джаз-рок с Гровером Вашингтоном, Бобом Джеймсом, Хьюбертом Лоусом и Эриком Гейлом. Мы считаем, что нет смысла в разделении терминов. Само понятие джаз-рок подразумевает сплав (fusion) двух основных направлений популярной музыки, который, как губка впитывает в себя элементы классической и этнической музыки, а также элементов массовой культуры. По определению Скотта Янова, это - "смесь джазовых импровизаций с энергией и ритмами рока". Здесь важно подчеркнуть, что фьюжн или джаз-рок - это более и прежде всего джаз. И поэтому можно лишь дискутировать о его рамках, например, стоит ли относить сюда музыку Chicago после 72 года, или являются ли джаз-роком популярные альбомы Бенсона на Warner Bros. (Breezin', In Flight). Некоторые стиль определяют полным названием - джаз-рок фьюжн.
Источники Источники джаз-рока заложены в эволюции двух его основных составляющих. В середине 60-х джаз, с одной стороны, находился на перепутье между хард-бопом и авангардом, двигаясь порою в сторону медитативной эзотерики (A Love Supreme Джона Колтрейна), а с другой стороны, соул-джаз и фанк смещались в сторону коммерциализации джаза (Вес Монтгомери, Джимми Смит и хаммонд-комбо). Эволюция рок музыки от рок-н-ролла к психоделии, усложнению и полистилистике (Sgt. Peper Lonely Heart Club Band - The Beatles, Yardbirds, бареттовский Pink Floyd, The Cream), энергия Джими Хендрикса, ввод элементов джаза (Manfred Mann, Love, Them Ван Моррисона) сделала за пять лет от начала британского вторжения рок-музыку сложным и многогранным музыкальным стилем. В один момент эти два направления логически подошли друг к другу, не только обогащаясь одно от другого, но и сливаясь в единый стиль. Магистральной ветвью этого сплава стал квинтет Майлза Дэвиса, а началом и вершиной его альбом Bitches Brew. Сама эволюция музыки квинтета с 66-го года, ввод в нее электрических инструментов (Miles in the Sky, Filles de Kilimanjaro), являлись источником формирования этого слияния. Кроме того, необходимо отметить влияние на создание и развитие стиля музыки соул (Motоwn) и блюзовых гигантов (Мадди Вотерс, Хаулин Вулф), короля фанка Джеймса Брауна и группы Sly and the Family Stone, а также альбомы середины шестидесятых Дональда Берда и Квинси Джонса, и введение в свои работы элементов рок-музыки виброфонистом Гэри Бартоном.
3. Фри-джаз (англ. Free jazz, буквально «свободный джаз») — стиль современной джазовой музыки, для которого характерен отход от принципов тональной организации музыкального материала, блюзовой последовательности аккордов, традиционной свинговой ритмики. Основной акцент делается на свободу импровизации (зачастую групповой), разнообразие выразительных средств, позволяющее максимально полно отразить интеллектуальную и чувственную составляющие музыки. Основу стиля заложили во второй половине 1950-х годов саксофонист Орнетт Коулмэн и пианист Сесил Тэйлор. Большое влияние на формирование фри-джаза оказали также поздние работы Джона Колтрейна, а в список основных «пионеров» стиля, помимо Коулмэна и Тэйлора, входят Сан Ра, Эрик Долфи, Альберт Эйлер, Арчи Шепп, Билл Диксон, Дон Черри, Фэроу Сэндерс, Рашид Али, Бартон Грин, Пол Блэй.
Фри-джаз, как правило, считается экспериментальным, новаторским направлением, но иногда позиционируется и противоположным образом — как попытка вернуть джаз к его «корням», этническим или религиозным. Иногда в значении фри-джаза употребляются термины «абстрактный джаз», «новая вещь», «новое явление», «новый джаз», «авангардный джаз»[1] (в других вариантах авангардный джаз считается либо более всеобъемлющей областью, либо родственным течением, отличающимся от фри-джаза композиционными принципами). Стиль получил своё название благодаря альбому Орнетта Коулмэна «Free Jazz: A Collective Improvisation» (записан в 1960 году).
Стиль.
В силу своих концептуальных и стилистических особенностей фри-джаз фактически не имеет чёткого определения. Любое сформулированное определение усложняется или даже опровергается творчеством музыкантов, исповедующих совершенно другие принципы прочтения фри-джазовой музыки или смешивающих её с другими стилями. Точка зрения гитариста Марка Рибо:
Многие фри-джазовые музыканты (особенно играющие на духовых инструментах — Джон Колтрейн, Фэроу Сэндерс, Джон Зорн, Дьюи Рэдмэн, Энтони Брэкстон и другие) используют техники извлечения резких, «немузыкальных» звуков. Более ранние разновидности джаза основывались на принципах блюзового периода (двенадцатитактового блюза) или формы AABA (тридцатидвухтактовой формы); фри-джаз фактически перестал зависеть от строгой и заранее определённой структуры. Другие формы джаза, как правило, используют постоянный метр и чёткую сетку ритмической пульсации. Во фри-джазе могут присутствовать пульсация и свинг, но без постоянного метра (который, впрочем, не исчезает, а скорее свободно варьируется), с частыми аччелерандо и ритардандо. Традиционный бит заменяется нерегулярной полиметрической конструкцией — иными словами, преобладает ритмическая нерегулярность.
Кроме того, более традиционные джазовые направления основаны на гармонических структурах (обычно на диатоническом звукоряде); во фри-джазе по определению наблюдается как освобождение от подобных структур, так и соблюдение принципов более раннего джаза. Во фри-джазе можно услышать диатонические, доминантные и блюзовые фразы, а также использование в соло «открытых риффов» на одном аккорде, как, например, в колтрейновской аранжировке джазового стандарта «Afro Blue» Монго Сантамарии. Наблюдается отход от обязательного проигрывания определённой «темы», но снижения тематизма (то есть идейной и содержательной насыщенности) при этом не происходит; кроме того, как в пуантилистической мелодике сериализма, во фри-джазовой фактуре нередко преобладает «атомизированный» тип мелодии.
Пианист, теоретик Гуэрино Маццола и Пол Черлин характеризуют фри-джаз следующими тезисами:
Фри-джаз — это джаз, в котором музыканты целиком берут на себя ответственность за то, что играют;
Фри-джазмены не обращаются к шаблонам и во время исполнения должны согласовывать каждый элемент импровизации с партнёрами;
Не существует заранее заданного сценария, создание музыки происходит как часть сложной и динамичной игры;
Правила этой игры постоянно создаются и уничтожаются самими музыкантами;
Исполнителям необходимо непрерывно обрисовывать контуры ритма, музыкальной структуры;
В случае успеха игры рождается новая сущность: «распространяемый поток индивидуальности».
Как правило, подобная музыка исполняется малыми составами, но встречаются и исключения. К примеру, с 1965 по 1975 годы существовал фри-джазовый биг-бэнд Jazz Composer's Orchestra; в записи альбома Джона Колтрейна «Ascension» (1965) приняли участие 11 музыкантов; в 1966 году фри-джазовый пианист Александр фон Шлиппенбах основал биг-бэнд Globe Unity Orchestra, а в 1988 — Berlin Jazz Composers Orchestra; существует «Оркестр московских композиторов», творчество которого часто относят к данному направлению.