4. Криэйтив.
Появление стиля «Криэйтив» стало возможным благодаря проникновению в джаз фрагментов авангарда и экспериментализма. Начало этих процессов частично совпадало с возникновением фри, или свободного джаза. Джазовый авангард и его элементы, понимаемые в смысле введения в музыку изменений и новшеств, всегда считались «экспериментальными».
Но поиски новых форм, предлагавшиеся музыкантами в 50-ые, 60-ые и 70-ые годы, стали самым радикальным отступлением от традиции, введя в джазовую практику новые фрагменты ритма, тональностей и структуры.
По факту, музыка авангарда была синонимична открытым формам, но охарактеризовать их было в разы труднее, чем тот же свободный джаз. Заранее запланированные структуры изречений смешивали со свободными фразами-соло, порою напоминая о фри-джазе.
Элементы композиции настолько крепко сливались с импровизациями, что сложно становилось определять, где заканчивается первая и начинаются вторые. Получалось, что музыкальные структуры произведений разрабатывались так, чтобы при этом соло было продуктом аранжемента, подводя логически музыкальные процессы к тому, что рассматривалось зачастую формой абстракции, порой даже хаоса.
Мелодии и ритмы свинга также включались в основную музыкальную тему, однако это было вовсе не обязательным условием. К «первенцам» этого направления традиционно относят саксофониста Джимми Джоффри, пианиста Ленни Тристано, композитора/дирижёра/аранжировщика Гюнтера Шуллера. К мастерам более поздних периодов причисляют пианистов Пола Блея и Эндрю Хилла, саксофонистов Энтони Бракстона и Сэма Риверса, барабанщиков Санни Мюррея и Эндрю Сирилла, членов сообщества AACM (Ассоциация для Продвижения Творчества Музыкантов), по типу Художественного Ансамбля Чикаго (Art Ensemble of Chicago)