2 Этапы развития эстрадного музыкального искусства Беларуси. 3-8.
1900–1910 гг.
Этап зарождения эстрадной музыки в Беларуси. Ее формированию способствовало появление развлекательных заведений в крупных городах Беларуси – кабаре, варьете, сценические подмостки кафе, баров, ресторанов, на сценах которых выступали белорусские эстрадные исполнители. Важной была деятельность различных музыкально-театральных обществ и коллективов («Минское объединение друзей музыки», «Гомельское музыкально-драматическое общество», первая профессиональная театральная труппа И. Буйницкого и др.). Концерты в клубах. Появление песен на белорусском языке («А хто там ідзе?», «Адвеку мы спалі» и др.). Развитие музыкально-театрального искусства – оперетты, комедии-фарса, в рамках которых развивались жанры эстрадной музыки – музыкальный куплет, песня, романс. На территории Беларуси гастролировали оперные труппы и исполнители – Н.Караффа, Н.Муранская, М.Каринская, Ю.Богуславский и др. Все это способствовало развитию исполнительского мастерства белорусских артистов.
1920-е гг.
Это время формирования белорусской эстрады, заложения основ художественной самодеятельности, когда на музыкальной сцене было представлено любительское творчество. Из художественной самодеятельности вышли артисты белорусской эстрады Л.Александровская, Р.Млодэк, Н.Ворвулев и др.
В этот период были заложены основы жанра массовой песни, предназначенной для коллективного исполнения. Среди первых белорусских композиторов, работавших в жанре массовой песни, В.Ефимов, И.Любан, Н.Равенский, Е.Тикоцкий, А.Туренков, Н.Чуркин. Их песни предназначались для самой массовой аудитории, отличались простотой изложения музыкального материала, доступностью исполнения. Например, песни Н.Равенского «Слуцкія ткачыхі» на стихи М. Богдановича, «Люблю наш край» на стихи К. Буйло.
Тематика создававшихся песен носила ярко выраженный идеологический характер: труд рабочих и колхозников, подвиги Красной армии, комсомольские стройки и т.п. Однако создавались бытовые и лирические песни.
Массовая песня для первых белорусских композиторов определила преобладание песенного начала в других жанрах белорусского музыкального искусства – опере, симфонии, оперетте.
Внедрение радио, звукового кино и простой звуковоспроизводящей аппаратуры (граммофон, патефон) оказали влияние на развитие массовой песни в данный период.
1930–1950 гг.
Период формирования и развития композиторской школы (Николай Аладов, Анатолий Богатырев, Григорий Пукст и др.), работа белорусских композиторов в жанре массовой песни. Например, песни Е.Тикоцкого на стихи Я.Купалы «Хлопчык і лётчык» (1937), И.Любана на стихи А.Русака «Бывайце здаровы» (1939).
На рубеже 1930-40-х гг. в Беларуси стала складываться своя артистическая школа в сфере эстрады. В 1930 г. Главискусство БССР организует в Минске первую показательную группу эстрадных артистов для обслуживания рабочих клубов, колхозов и совхозов. В 1931 г. прошла неделя искусства БССР в Москве, в 1937 г. открывается Белгосфилармония, в 1939 г. была создана Белгосэстрада с отделениями в Белостоке и Бресте, в состав которой впоследствии вошли джаз-оркестр (г. Барановичи), театр «Водевиль» (г. Минск) и эстрадная группа Белгосфилармонии (26 чел.). В 1940 г. с успехом прошла декада белорусского искусства в Москве.
Предвоенные и военные годы характеризуются интересом к джазу, оказавшим значительное влияние на формирование отечественного эстрадного искусства. Развитие джаза в Беларуси связано с именами Ю.Бельзацкого и Э.Рознера. Благодаря их деятельности в республике был создан Джаз-оркестр БССР (1940). Возглавляемый Э.Рознером, (аранжировщик Ю.Бельзацкий), оркестр стал одним из самых лучших коллективов страны.
Неоценима роль артистов белоруской эстрады в период Великой Отечественной войны. В репертуар концертных фронтовых бригад входили песни белорусских композиторов А.Богатырева, В.Золотарева, Г.Пукста, С.Полонского, Н.Соколовского, И.Любана, а также романсы и народные песни в исполнении И.Яунзем, Н.Ворвулева, Л.Александровской и др. Концерты белорусских артистов проходили в окопах, блиндажах, госпиталях, на грузовиках, полянах, дорогах.
Вплоть до 1950-х гг. основной формой представления искусства эстрады являлись сборные концерты, объединенные конферансом. Они проходили в Дворцах и Домах культуры, сельских клубах, концертных и киноконцертных залах, на открытых площадках, в парках культуры и отдыха и др. В концертах участвовали артисты филармонии, драматических, оперных, балетных театров. Важнейшим событием, повлиявшим на развитие отечественной эстрады, явилось начало телевещания белорусского телевидения в 1956 г. В 1958 г. начинает свою творческую деятельность эстрадно-симфонический оркестр белорусского телевидения и радио п/у Б.Райского.
1960–1970 гг.
Это время прихода в эстраду профессиональных композиторов – Ю.Семеняко, Э.Зарицкого, Э. Ханка, И.Лученка, В.Будника, В.Иванова, Л.Захлевного, В.Доморацкого. В этот период началась деятельность таких коллективов, как эстрадно-симфонический оркестр белорусского телевидения и радио п/у Б.Райского, Минский оркестр Государственного цирка под управлением М. Финберга,ВИА «Песняры», «Сябры», «Верасы». Выдвигается плеяда эстрадных исполнителей – Нелли Богуславская, Виктор Вуячич, Тамара Раевская, Ольга Шутова и др.
В 1960-е гг. белорусская эстрада получила всесоюзное признание. На Всесоюзном конкурсе (Москва, 1966 г.) на лучшую советскую песню и лучшее ее исполнение В.Вуячич с песней И.Лученка-М.Ясеня «Память сердца» получил первые премии в обеих номинациях, Н.Богуславская стала дипломантом конкурса.
Первые профессиональные ВИА были созданы в Минске в 1968 г. Ансамбль «Тоника», который возглавлял Юрий Антонов, выкристаллизовался из эстрадного оркестра, аккомпанировавшего Виктору Вуячичу. Второй – «Лявоны» – возглавил Владимир Мулявин. Год спустя коллектив трансформировался в ВИА «Песняры».
В 1970-е гг. ВИА-движение в республике набирает силу: образуются ансамбли «Купалінка», «Чараўніцы», «Верасы», «Сябры». Их репертуар составляют популярные песни советских композиторов, всевозможные стилистически пестрые аранжировки фольклора (в том числе и ориентированные на западные поп-образцы), оригинальные песни и песенно-танцевальные композиции самих участников ансамблей.
1980 гг.
В этот период в области эстрадной песни работают такие композиторы, как Игорь Лученок, Эдуард Ханок, Эдуард Зарицкий, Измаил Капланов, Валерий Иванов, Леонид Захлевный, Владимир Будник, Владимир Доморацкий, Владимир Кондрусевич, Николай Литвин, Лариса Мурашко и др.
См. Формирование белорусской национальной рок-музыки в начале 1980-х годов. «Сузор’е». группы «Бонда» и «Мроя».
В 1987 году была создана вокальная группа «Камерата» под руководством Игоря Мельникова. В своем репертуаре группа сочетает оригинальные произведения, композиции, создаваемые участниками коллектива – обработки фольклорной музыки разных народов, а также латиноамериканской и джазовой музыки. Вокальная группа «Камерата» –постоянный участник многочисленных европейских джазовых фестивалей.
В 1980 г. в Минском музыкальном училище имени М.Глинки впервые в Республике Беларусь был осуществлен набор учащихся по специальности «инструменты эстрадного оркестра», позже – «искусство эстрады». В 1987 году в Минском институте культуры началась подготовка профессиональных кадров в области эстрады и джаза.
1990-2000 гг.
См. Популярную музыку, Рок-музыку, Национальный концертный оркестр РБ п/у М.Финберга
Активно работают эстрадные коллективы – Президентский оркестр РБ п/у В.Бабарикина, оркестр МВД, гродненский эстрадный оркестр п/у Б.Мягкова, эстрадный оркестр гомельской филармонии, солигорский эстрадный оркестр п/у В.Матвеева, оркестр Госцирка п/у В.Сердюка, могилевский эстрадный оркестр п/у Старовойтова, «Театр песни Ирины Дорофеевой», группы «Палац», «Троица», «J:МОРС», "beZ bileta», «Ляпис Трубецкой», «Apple Tea», «Маdera Hard Blues», «Ренессанс» и др.
- 1. Истоки эстрадного музыкального искусства Беларуси.
- 2 Этапы развития эстрадного музыкального искусства Беларуси. 3-8.
- 9. Деятельность белорусских виа.
- 10. Творчество вокально-инструментального ансамбля «Песняры».
- 11. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством м.Финберга в области популярной музыки.
- 12. Основоположник белорусского джаза э.Рознер.
- 13. Развитие белорусского джаза во второй половине хх – начале ххi вв.
- 14. Развитие популярной музыки в Беларуси.
- 15. Белорусская эстрадная песня.
- 16. Рок-музыка в Беларуси
- 25 Белорусский джаз
- 26. Современные направления популярной музыки Беларуси.
- 27. Творческая деятельность Президентского оркестра рб
- 28. Деятельность Национального концертного оркестра симфонической и эстрадной музыки под руководством м.Финберга в области джазовой музыки.
- 29. Зарождение рок-музыки в Беларуси
- 30. Формирование белорусской национальной рок-музыки