logo search
ГЛАВА III

Организация самодеятельного художественного творчества

Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organise - сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

  1. внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

  2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

  3. объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначаться: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художественной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдельной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художественной цели на основе принятой ими программы распределения функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельности. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуждающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организации существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели оказываются достижимыми только через выдвижение и осуществление общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятельной художественной организации извне (от руководства культурно-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели-задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концертной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и благотворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации возникают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с искусством, с художественной деятельностью) и на внехудожественные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации). Художественные цели могут быть нескольких видов:

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимости от ведущей цели все любительские художественные организации можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, школы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-прикладного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятельных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и исполнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографические группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); художественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любителей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, диско-клубы, клубы любителей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплексные центры эстетического воспитания и т.п.).

Содержание внехудожественных целей также разнообразно. Нередко для участников художественной самодеятельности, особенно начинающих, занятия искусством выступают не как самоцель, а как средство достижения таких целей, как установление межличностных контактов с близкими по духу людьми, общение с единомышленниками.

В своем развитии каждый самодеятельный творческий коллектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культурного института. Следующим этапом в развитии коллектива является выявление его потенциальных участников. Этот этап характеризуется сложным процессом проведения социологических исследований, организации приемных испытаний, комплектования коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров деятельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художественных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотношение организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности художественных самодеятельных организаций составляет система законодательных актов, нормативных документов, федеральных и региональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художественного самодеятельного творчества, можно отнести Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон об общественных объединениях, Закон об образовании, некоторые разделы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государства относительно прав человека в области культурной деятельности: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 году дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, связанные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

«Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.

Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Т.Н. Бакланова предполагает следующую их классификацию. К первой группе относятся положения, непосредственно касающиеся самодеятельного творчества и определяющие порядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не получивших официального утверждения. Тем не менее, они могут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

Ко второй группе положений можно отнести документы, раскрывающие особенности функционирования отдельных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.

К третьей группе нормативных документов можно отнести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, домах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а потому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и продолжительность проведения занятий и репетиций творческих коллективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкальные, хореографические и цирковые коллективы готовят концертную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей создает один короткометражный фильм. В целом выступления любительских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязанности руководителя коллектива и даются рекомендации по организационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллективов, порядок подтверждения ими звания «народный», особенности руководства и поощрения народных самодеятельных коллективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по интересам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного творчества и применительно к художественному творчеству может регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объединения любителей не ставят в качестве главной цели совместной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, про­паганду художественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирования объединений; проблемы их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации. В положении отражены вопросы организационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельности; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоящих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также разнообразные инструктивные письма, регламентирующие конкретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об организации платных концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреждений культуры предопределил разработку социально-культурных программ и проектов, которые также регламентируют работу любительских творческих коллективов. По масштабу мероприятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. За последние 10 лет Министерством культуры Российской Федерации разработаны и осуществляются следующие программы:

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художественной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Согласно концепции Т.И. Баклановой, основными принципами педагогического руководства художественным коллективом любителей в современных условиях становятся:

• принцип художественности и художественной самобытности.

В современном развитии художественного самодеятельного творчества можно выделить ряд новых тенденций:

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектива.

  2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности самодеятельных организаций?

3. Какие положения, на ваш взгляд, регламентируют деятельность самодеятельных организаций?

Список рекомендуемой литературы

  1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство самодеятельным художественным творчеством - М ,1992

  2. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. Программа курса- М., 1995.

  3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности-М., 1992.

  4. Григорьева ЕЖ, Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие.™ Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

  5. Гильбух ЮЗ. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991, №9.

  6. Громов Е.С. Природа художественного творчества.- М., 1986.

  7. Исследование проблем психологии творчества- М., 1983.

  8. Смирнова ЕМ. Клубные объединения,- М.: Просвещение, 1977.

  9. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях.-М., 1983.

  10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности,- М., 1983.