3.4. Классификация самодеятельного творчества
Происходящие организационные процессы в области художественного творчества имеют прямое воздействие на формирование внутреннего мировосприятия человека. Осознание роли творческого культурного потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективности использования такого опыта в современной культурной практике ставит задачу создания условий для существенного преобразования во всех сферах общественной жизни.
Творческий поиск, нестандартный подход к проблеме развития и становления таланта способен зародить интерес к художественной деятельности. Эта предрасположенность к творчеству заложена в самой природе человека. Поэтому XXI век определяет множество задач в организации целенаправленного и систематического педагогического процесса по формированию и развитию творческих потенций личности, как среди городского, так и сельского населения.
Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество. К тому же возможна «... внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную художественно-творческую реакцию человека на действительность; в других — это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории-самодеятельности:
-
самодеятельность в области потребления художественной культуры;
-
самодеятельность в области производства художественных ценностей (рис. 9).
К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:
-
Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
-
Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).
-
Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
-
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
-
Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
-
Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).
А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию по шести признакам. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художественное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить, как показано на рис.10.
Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли:
народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.
Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные - народными театрами и новыми формами - музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.
Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении классификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И. Бакланова отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества (авторский, исполнительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитательную, художественно-личностную основу (реализация внутренних потребностей личности).
Согласимся с позицией позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей и задач, стоящих в деятельности коллективов художественной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам:
1. По ориентации на основные пласты художественной культуры:
-
ориентированная на этно-фольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этно-фольклорной культурной культуры);
-
ориентированная на виды, школу и стили профессионального (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);
-
оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве.
2. По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры:
-
исполнительская деятельность;
-
авторская и авторско-исполнительская;
-
импровизационная.
3. По степени организации и субъекту организации:
-
«неорганизованная», «неформальная» или самоорганизующаяся самодеятельность;
-
самодеятельность нестабильных организационных форм (организуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.);
-
организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социокультурных институтов, социально-контролируемая и педагогически направляемая.
4. По преобладающему виду деятельности:
-
объединения учебного типа;
-
объединения познавательного и художественно-исследовательского типа;
-
художественно-пропагандистские и художественно-организаторские объединения;
-
игрового типа;
-
творческие;
-
объединения комплексного типа с широким спектром видов деятельности.
5. По месту локализации:
• сельская художественная самодеятельность;
-
художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);
-
художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).
6. По возрастному составу;
-
детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская;
-
художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп).
Творческий потенциал и потребность само актуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть не утрачивающая свободного проявления характера деятельность в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве.
Многими исследователями в области художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности, спонтанной. В большинстве случаев она быстро появляется и распадается, и не многие из них приобретают организованную форму жизнетворчества (учебная деятельность, предполагающая творчество; профессиональное искусство; художественная самодеятельность масс). Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений.
Актуальной на сегодняшний день является и задача по оптимизации неорганизованного самодеятельного творчества, помощи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способностей и навыков в различных сферах творческой деятельности.
Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.
Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодеятельного художественного творчества непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности. Этим способен возродиться полноценный духовно нравственный человек.
Контрольные вопросы
-
Охарактеризуйте основные категории самодеятельности (по Е.И. Смирновой).
-
Какие виды и жанры художественной самодеятельности предлагает А.С. Каргин?
-
Дайте классификацию коллективов художественной самодеятельности.
Список рекомендуемой литературы
-
Каргин А. С. Народная художественная культура.- М., 1997.
-
Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности.- М., 1992.
-
Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983.
4. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 488 с.
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- 3.2. Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- 3.3. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- 3.4. Классификация самодеятельного творчества
- 3.5. Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- 3.6. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- 3.7. Технология самодеятельного художественного творчества
- Организация самодеятельного художественного творчества