logo search
ГЛАВА III

3.3. Творчество и мастерство как факторы формирования личности

Существенным фактором, оказывающим воздействие на социально-культурные процессы в художественной культуре общества и сферу творческой активности масс, является самодеятельность как общественно историческое явление. Основными признаками самодеятельного художественного творчества являются ориентация на форму бытования профессионального искусства, фольклора, организованного и неорганизованного любительства. Рассматривая самодеятельное художественное творчество, необходимо подробнее раскрыть понятия «творчество» и «мастерство», которые являются его основными составляющими. Каковы же «корни» творчества и мастерства?

В основе творчества и мастерства заложен природный талант личности любителя. Мастерство — умение овладеть каким-либо ремеслом, применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом. Творчество - это свободное выражение своей индивидуальности, результатом которого может быть нечто качественно новое. Именно творческий потенциал личности и потребность самоорганизации, самоактулизации движет врожденным свойством людей к результату творческого саморазвития. Творческий потенциал в отличие от уровня мастерства личности не зависит от социальных условий — в этом их принципиальное различие. Поэтому творчество является условием становления личности, в котором возникают и удовлетворяются ее нравственно-эстетические потребности. Творчество — «вечный двигатель» к порождению нового. Острая общественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художественного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивное творчество» и «самодеятельное творчество любительской деятельности». Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и, затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам, гуманистическим отношениям. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицательные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стремление к нравственному результату через эстетические особенности «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, даже если это увлечение будет на уровне примитивизма.

Организованные и стихийно возникающие формы любительских занятий искусством через сохранение этнокультурных традиций, а также развитие самодеятельного творчества масс являются наиболее актуальными и необходимыми для рассмотрения в современной социально-культурной сфере. В основе данного процесса лежит способность подрастающего поколения к эстетическому восприятию тех норм и ценностей, которые наполнены значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Такая личность готова к социальным действиям, в том числе к действиям, происходящим в организованном и неорганизованном свободном времяпрепровождении. Основным связующим звеном здесь является духовно-эмоциональное общение. Результатом самодеятельности является оригинальность, новизна «для себя», даже если она не имеет значение «для других». Художественная самодеятельность — это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном творчестве, спортивно-туристическом, оздоровителыго-валеологическом, культурно-образовательном, психолого-коммуникативном, техническом, военно-патриотическом, эколого-природоведческом, досуговом и социально-педагогическом направлениях. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему индивидуален, самобытен и неповторим.

Само понятие «творчество» еще с древнейших времен имело обозначение «Божественная деятельность». Начиная с эпохи Возрождения и появления первых исследований и изобретателей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличивания человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относится к эпохе романтизма. В XX веке понятие «творчество» (эпитет «творческий») стало применяться к различным видам жизнедеятельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творческая личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодеятельного творчества. В это же время создается множество любительских объединений, студий, кружков, стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, агитсуды, литмонтажи, театральные студии – постановки клубных оперетт, говорящий хор - коллективная декламация и пр.).

Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих социальный климат человеческой деятельности, соединение индивидуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики - методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др.

К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположений и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Педагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способ­ствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, В краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и прикладные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. A.M. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы... Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый — возвышается до творчества.

Следовательно, творчество выражается не только в удовлетворении потребности быть личностью, но и является условием: ее становления. А для этого руководителям творческих групп, любительских объединений необходимо знать и применять принципы педагогики и психологии творчества. Так среди наиболее значимых принципов Г.Н. Алова отмечает следующее:

Понятие «творчество» основывается, прежде всего, на том, что творчество – это появление чего-то нового применительно ко всем процессам жизни человека.

На протяжении долгого пути развития, становления и возрождения культуры народов постоянно происходило отдельное угасание некоторых видов и форм народного художественного творчества. Замена традиционных видов искусства новыми технологическими и художественными приемами не всегда и не везде несла в себе разрушение уже созданного. Мастерство творца было основой научения. Эта основа способствовала введению самобытности, индивидуальности в творческий процесс последователя (преемника) мастера.

Нельзя не согласиться с высказыванием Е.И. Смирновой, которая говорила, что «...мастерство и творчество взаимосвязаны. Чаще всего творчество возможно на основе мастерства, хотя бывают и исключения. Если мастерство — результат школы, тренировки, опыта, то творчество как оригинальное, неожиданное, нестандартное решение проявляется необязательно как результат «школы». Творчество детей, художников-примитивистов, научные открытия энтузиастов-любителей подтверждают, что новаторство возможно и не на основе высокого мастерства».

Список рекомендуемой литературы

  1. Аллова Г.Н. Педагогика творчества: Учеб. пособие-СПб., 1998.

  2. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях.-М.: Просвещение, 1983.