Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии.
Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. Многих из них Баху довелось слышать: в Гамбурге – Я. Рейнкена, в Любеке – Д. Букстехуде, который был особенно близок Баху. От своих предшественников он воспринял основные жанры немецкой органной музыки – фугу, токкату, хоральную прелюдию.
В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:
I – хоральные прелюдии, как преимущественно небольшие композиции;
II – «малые» полифонические циклы, как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.
Бах написал более 150 хоральных прелюдий, большинство из которых заключено в 4-х сборниках. Особое место среди них занимает «Органная книжечка» – самый ранний (1714–1716), состоящий из 45 обработок. Позднее появился сборник «Клавирные упражнения», включающий 21 обработку, некоторые из которых рассчитаны на органное исполнение. Следующее собрание – из 6-ти пьес – известно под названием «шюблеровских хоралов» (по имени издателя и органиста Шюблера, ученика Баха). Последний сборник хоральных обработок – «18 хоралов» – композитор подготовил к печати незадолго до смерти.
При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:
небольшие масштабы;
господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами;
камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;
широкое использование полифонических приемов.
Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.
- Музыка эпохи Возрождения.
- Орган – любимый инструмент Баха, постоянный спутник его жизни.
- Основные черты органного стиля.
- Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии.
- Двухчастные полифонические циклы.
- Симфоническое творчество й.Гайдна
- Симфонии
- Лондонские симфонии
- Симфоническое творчество
- Вопрос №9 Оперное творчество
- Людвиг ван Бетховен: биография
- Симфоническое творчество Бетховена
- Вокальное творчество
- Фортепианная музыка Шумана
- Фортепианный цикл Шумана «Карнавал»
- Венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц л Ференц Лист. Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество ф. Листа
- История создания
- Общая характеристика творчества э. Грига
- Детство и годы учения
- Фортепианное творчество