4. Техника игры на виолончели
В техническом отношении виолончель как музыкальный инструмент совершенен - удобное положение инструмента при игре, возможность исполнять виртуозные вещи с лёгкостью, и извлечение звука не требует полной нагрузки на физические данные исполнителя. В этом отношении виолончель является почти совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило, требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной, хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими.
Виолончель является струнным инструментом, который относится к «семье» скрипки, поэтому принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели -- те же, что и на скрипке, однако, вследствие бомльших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограничена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре слегка сдавленный.
Каждый струнный инструмент сравнивают с живым голосом вокалиста, таким как: скрипка (сопрано-высокий женский голос), альт (средний женский голос, в старинной музыке существовал - контр альт-мужской высокий голос), виолончель (бас - низкий мужской голос) и контрабас (бас - баритон - вокалисты мужчины с очень низкими голосами).
Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк -- от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше, поэтому он может простираться свыше больше чем четырех октав, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной. Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной.
Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.
Виолончель приблизительно четыре фута длиной и полтора фута в ее самой широкой части и, поэтому, на ней играют сидя. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног).
На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.