logo
Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторскую педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала лишь декларируется. Не случайно, поэтому обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, Г.С. Ригина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

В связи с этим особенно усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений разных статусов. Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия, связанные с формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления, творческих способностей, нередко сводятся к лишь к практицизму.

Одним из путей его преодоления является культуросообразность учебно-воспитательного процесса, предусматривающая гуманизацию и гармонизацию путей и методов познания, обучение умению добывать и применять знания. При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры и наиболее глубоко, чем другие виды искусств, эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность человека, создает предпосылку для активной творческой деятельности. Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира; если не развивается индивидуальная восприимчивость к окружающему искусству и художественному видению мира.

Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.

В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.

Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева.

Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность Российского образования» (1997).

Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.

Программа «Оберег» (автор -- Е.Г. Боронина) акцентирует внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной культуры.

90-е годы ХХ столетия характеризуются новой «фольклорной волной»: проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы.

Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета «Музыка», составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой и др., в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.

Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу «Русский фольклор» основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся.

Программа факультативного курса для учащихся начальных классов «Введение в народоведение» (автор -- М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы «Наследие». В 1 классе главная проблема курса -- «Человек и природа в народной культуре», во 2 -- «Человек и семья в народной культуре», в 3 -- «Человек и родная земля в народной культуре».

В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.

В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.И. Боровикова «Основы общей этнопедагогики», разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики -- фольклор, система праздников, народная хореография.

Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке специалистов по народной художественной культуре органично сопряжена с народной художественной педагогикой.

Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В. В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте.

Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С. Х. Раппопорт «Искусство и эмоции» (1968), П. М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника» (1966), Г. М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения»(1990).

Всё выше изложенное и предопределило выбор темы нашего исследования, проблема которого и формируется следующим образом: как фольклор влияет на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования являются эмоции детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста средствами фольклора.

Задачи исследования:

1. Рассмотрим понятие и сущность музыкальных эмоций.

2. Рассмотрим возрастные особенности эмоционального мира младших школьников.

3. Рассмотрим методику развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.

В качестве гипотезы мы исходим из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если:

- выявлены уровни их сформированности;

- учитываются индивидуальные характеристики учащихся.

Методами исследования явились наблюдение, беседы, анализ музыкального исполнения учащегося, педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в нахождении путей совершенствования развития музыкальных эмоций младших школьников.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.