Заключение
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. А задача педагога - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое", противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Детский фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Психология детей, основные законы детской логики, восприятия окружающего мира - все это учтено в детском фольклоре, в педагогическом опыте народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. "Страшилки" учили преодолевать страх, проходить испытание страхом.
Мониторинг современной фольклорной ситуации ещё раз доказывает, насколько динамичен, мобилен детский фольклор: каждый год в нём происходят заметные изменения; отслеживая ситуацию в течение последних трёх-четырёх лет, уже можно выделить определённые закономерности, весьма симптоматичные для всего развития устного народного творчества в целом; по мере отмирания в устном репертуаре жанры устного народного творчества постепенно укореняются в художественной литературе; с другой стороны, “легализация” фольклора в массовой культуре, периодической печати и т.п. отчасти способствует его вымыванию из устной практики (чем больше публикуется частушек, анекдотов, “садистских стишков", тем больше их читают… но меньше рассказывают); пополнение текстового состава исторически сложившихся жанров идёт за счёт “модернизации" старых текстов, их “перелицовки”; наличие этого факта - залог сохранности того или иного “старого” жанра (загадки, считалки и т.д.); в появлении и развитии относительно новых видов детского фольклора - перспективы дальнейшего существования устного народного творчества.
Список литературы
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
2. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002.
3. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дис. М., 1990.
4. Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора. // Сборник статей. / Под ред. М.Г. Арановского. М., 1974.
5. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002.
6. Концепция художественного образования в Российской Федерации / Письмо Министерства образования РФ. Министерства Культуры РФ от 29 ноября 2001 г.
7. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3.
8. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. - М., 1995.
9. Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа. - 1972, № 10.
10. Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М., 1996.
11. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество). - М., 1988.
12. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1987.
13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.
14. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985.